Я не знаю почему, но факт, двигатель начинает работать в лучшем случае на одной голове.
Фазовращатель работает по принципу роторного масляного насоса "наоборот" с возвратной пружиной часового типа, и приводится в действие электро-магнитным клапаном (соленоидом) по команде ЭБУ. При недостаточном давлении (или потоке) масла в системе смазки и/или при внутренних утечках непосредственно в самом фазовращателе/соленоиде/уплотнениях, вся система начинает работать некорректно.
Команда на изменение фаз приходит при соблюдении ряда условий, в том числе - температура ДВС, угол открытия дросселя, скорость автомобиля, нагрузка на двигатель (расход воздуха), обороты ДВС. В режиме "без нагрузки" (на месте в паркинге, при движении накатом, и т.п.) механизм изменения фаз активируется при любом угле открытия ДЗ более положения "ХХ", при оборотах ДВС более 900 (для Экспедишена - 900+ об/мин, для других автомобилей минимальный порог оборотов отличается).
Проблемы возникают при переходе системы VCT из состояния "ВЫКЛ" в состояние "ВКЛ", и наоборот - из состояния "ВКЛ" в состояние "ВЫКЛ". Порог перехода, как я уже писал выше, располагается вокруг 900 об/мин как раз, когда масляному насосу приходится труднее всего. Любая утечка становится критичной. Как только же давление масла падает, датчики положения распредвалов видят отклонение от заданной величины и модуль управления двигателем отключает систему VCT, то есть весь механизм начинает работать без опорного давления масла и идет "в разнос".
Прочие проблемы, типа "не работает натяжитель", "развалился рычаг натяжителя" и т.п. описывать по-моему не имеет смысла, т.к. они очевидны. В любом случае - любая диагностика двигателей 3V должна начинаться с измерений давления масла, ИМХО.