Аукционы Америки
Американские аукционы — это огромные торговые площадки, закрытые от посторонних лиц (для участия в торгах необходима специальная регистрация, и даже доступ к аукционной информации предоставляется за определенную плату). Кстати, профессиональные автомобильные аукционы с онлайновым доступом — это совсем не то же самое, что всемирно известные открытые интернет-аукционы, такие как eBay
http://www.ebay.com/, или другие подобные торги в Интернете, где в качестве лотов могут быть и автомобили (как новые, так и подержанные). Практически все автомобильные аукционы в Америке являются дилерскими, то есть ориентированными на профессионалов в области автомобильного бизнеса. К участию в торгах на таких площадках допускаются только профессиональные дилеры, однако у многих аукционов есть онлайновые версии, где клиент может самостоятельно выбрать автомобиль и дать задание дилеру на его приобретение.Автомобили на этих аукционах продают, как правило, партнеры производителей (приняв их у бывших владельцев по схеме Trade-in) или различные компании-посредники, в том числе и лизинговые компании, реализующие машины после истечения срока пользования.
Аукционы США входят в единую Национальную Ассоциацию Автоаукционов, которая строго следит за выполнением целого ряда формальных требований, предъявляемых к продажам автомобилей. Многие машины проходят предпродажную подготовку и выставляются на подобные профессиональные аукционы порой даже с некоторой дилерской гарантией. Впрочем, часто на таких аукционах продаются и новые, гарантийные автомобили, которые по тем или иным причинам производители не реализовали через салоны своих дистрибьюторов.
Продажа автомобилей на автоаукционе осуществляется по тем же правилам, что и на обычном аукционе. Цена формируется в процессе торга и зависит от спроса, модели, пробега и технического состояния автомобиля.
Потенциальные покупатели (ассоциированные дилеры аукционов) могут заранее ознакомиться с лотами на экране компьютера, увидеть и выбрать по фотографиям и описаниям любое транспортное средство, представленное как непосредственно дистрибьюторами, так и другими аукционными дилерами. Участвовать в торгах можно, конечно, и посредством Интернета, однако покупка «вслепую» — это все же своего рода лотерея, и ни определенные гарантии со стороны аукциона, ни даже возможность возврата машины надежности ей не придают.
Примерную цену подержанных автомобилей можно определить до торгов. Имея онлайновый доступ, можно для начала сориентироваться в средних аукционных ценах на искомый автомобиль, посмотрев аукционную статистику продаж с пробегом и состоянием, аналогичным тому, которое вам требуется. Прибавив к среднестатистической аукционной цене стоимость доставки в порт,стоимость аукционного сбора,на разных аукционах по разному от $350 до $500 и оплату труда дилера.
Продавцы машин, в свою очередь, перед продажей автомобиля хорошо осведомлены о рыночных ценах, поэтому не будут продавать машину намного дешевле, чем средняя цена на такой автомобиль.
Уточнить цены можно, используя следующие ресурсы:
1.онлайновый или бумажный справочник NADA (National Automobile Dealers Association). Это, кстати, и основной ресурс по определению цены
http://www.nadaguides.com/, и справочник, используемый российской таможней при вычислении совокупной таможенной пошлины по американским автомобилям при оформлении на юридическое лицо. На дилерских аукционах цена, как правило, на 5–10 % ниже, чем Trade-in по справочнику NADA, но нужно учитывать еще и оплату услуг аукциона;
2.онлайновый ресурс
http://www.kbb.com/. Его тоже можно использовать для оценки стоимости подержанного автомобиля, хотя данные здесь менее полны и точны, чем в справочнике NADA.
Определиться с марками, моделями, комплектациями и стоимостью владения автомобилями в Америке помогут такие ресурсы, как
http://www.edmunds.com/ (это основной автомобильный справочный ресурс США) или
http://www.carsdirect.com/.
В США имеется несколько аукционных сетей, наиболее известна из них сеть Manheim
http://www.manheim.com где еженедельно продается примерно 120 тысяч автомобилей на 86 аукционах по всей Америке. В прошлом году в сети Manheim было продано 10 миллионов автомобилей — больше, чем сошло с конвейеров «Дженерал Моторс» и «Форд» вместе взятых.
Среди основных автомобильных аукционов Америки можно назвать Manheim Auto Auction; National Auto Dealers Exchange; Skyline Auto Exchange; Newburgh Auto Auction; Fredericksburg Auto Auction (все входят в сеть аукционов Manheim); а также Adesa Auction; Harrisonburg Auto Auction.
Конечно, этот список нельзя назвать исчерпывающим — в США есть и другие аукционы, на которых продаются как новые, так и подержанные автомобили. При покупке автомобиля на таком аукционе покупателю гарантируется «чистота» биографии приобретаемой машины, отсутствие умело замаскированных дефектов и точность показания одометра (ведь, как известно, именно пробег является исходным параметром при определении порядка обслуживания автомобиля и перечня регламентных работ).
Автомобиль может содержать какие-то скрытые и явные дефекты, но любое попадание в ДТП, хищение, или какой-либо другой вид ущерба должен быть строго зафиксирован в документах. Для продажи серьезно поврежденных транспортных средств существуют специальные площадки — так называемые Salvage-аукционы. О них мы поговорим ниже, а пока посмотрим, какая информация предоставляется перед продажей и как её можно использовать для подготовки к торгам.
Теперь разберемся в том, как формируется цена.
Первым и главным ценообразующим фактором в Америке является пробег автомобиля. Чем больше пробег от среднего (за средний у большинства автопроизводителей обычно принимается пробег примерно 20–25 тыс. миль в год), тем ниже цена подержанного автомобиля (из расчета приблизительно 1,5тыс. долларов на 10 тыс. миль). И напротив, маленький пробег автоматически увеличивает цену секонд-хенда.
Следующим ценообразующим фактором выступает наличие или отсутствие дополнительных опций — кожаного салона, литых колесных дисков, люков на крыше и прочих подсистем автомобиля и аксессуаров, которые составляют ту или иную комплектацию (комплектация автомобиля отображается перечнем стандартных терминов в описании).
Не мало важным ценообразующим фактором является состояние автомобиля — наличие серьезных вмятин на кузове, состояние салона и прочее. Заметим, что на американских онлайновых аукционах не всегда предоставляется предпродажный лист состояния (Condition repot) с фотографиями автомобиля, а о недостатках можно судить только при очном осмотре автомобиля дилером.
Поэтому, если мы хотим приобрести автомобиль в самой богатой комплектации и с маленьким пробегом, то это будет стоить дороже, чем такой же автомобиль с большим пробегом и меньшим количеством опций.На цену каждого конкретного автомобиля кроме объективных параметров (цвет, год выпуска, пробег и т.д.) влияет еще и спрос. Чем больше критериев, тем меньше выбор, тем дольше сроки выполнения заказа, тем выше цена. К сожалению, сам процесс покупки и доставки автомобиля из США невозможно осуществить намного быстрее, чем за 45..65 дней и с этим нужно смириться.
Самым распространенным мошенничеством на российском рынке является «скручивание пробега» (т. е. уменьшение показания одометра). Американские дороги заметно лучше российских, поэтому пробег там в среднем больше, и часто машина выглядит весьма прилично для своих километров. Очень часто легкой полировки бывает вполне достаточно, чтобы будущий владелец не заметил обмана. Да что там говорить — 99 % всех подержанных автомобилей «только что оттуда» на наших рынках продается с измененными показаниями одометра! Для американских автомобилей всегда существует возможность проверки пробега во всеамериканских базах. Доступ к таким базам в США предоставляют, например, платные интернет-ресурсы Carfax и Аutocheck
http://www.carfax.com и
http://www.autocheck.com там же можно проверить, была ли машина в прокате, попадала ли в аварии и т. д. В этом смысле покупка подержанных автомобилей на американском рынке выглядит весьма привлекательно.
Немного о основных терминах Carfax и Autocheck, если автомобиль попал в серьезную аварию, и ему был выдан сертификат повреждений
Salvage. Ну, положим, эту-то машину еще можно будет починить тогда она получит стстус
Rebuilt/Rebuildable но ведь иногда у нас продаются автомобили, которые давно были списаны американскими страховыми компаниями на помойку
Junk или «утопленные»
Water Damage , запрещенные к эксплуатации по США и восстановленные где-нибудь в Литве.
А вот такие записи, как
Lien Record или
Lease Record, напротив, не должны пугать покупателя. Ведь Lien Records означает лишь то, что кто-то этот автомобиль принял в обеспечение кредита. То есть машина ездит не просто так, а на каких-то условиях и, возможно, довольно жестких по требованиям к обслуживанию.
Запись
Fleet and/or Lease Records подтверждает, что машину принял в залог банк и сдал ее в лизинг. Лизинговая компания сделала свою наценку и сдала машину в долгосрочную аренду с жесткими условиями эксплуатации в том смысле, что владелец должен будет строго соблюдать все сроки обслуживания и своевременно проводить необходимые техосмотры. А это на самом деле гораздо лучше принятого у нас критерия «одного владельца» с неизвестными данными пробега и непонятным обслуживанием во время эксплуатации.
Таким образом, при продаже машин (как новых, так и подержанных) на американских аукционах клиенту гарантируется юридическая чистота, надежность и «прозрачность» сделки. По крайней мере, угнанную машину на аукционе точно не продадут. А за 20 долларов каждый желающий сможет получить полное досье на автомобиль: посмотреть все регистрации, убедиться в отсутствии ДТП, выяснить реальный пробег. Словом, американские автомобильные аукционы являются надежным фильтром от криминала и мошенников, сваривающих из двух автомобилей один. Купить по незнанию «утопленника», угнанную или «паленую» машину там невозможно.
Аукционы поврежденных автомобилей
Однако машины, побывавшие в авариях, ставшие предметами хищений и пр., все же продают, но на специальных дилерских аукционах. У этих аукционов есть сайты, на которых предварительно представлена информация и фотографии повреждений автомобилей.
Самый крупный в США и в мире дилерский аукцион «битых» автомобилей — Copart
http://www.copart.com Ежедневно на площадках этого аукциона продается 4–8 тысяч машин. Менее известные аукционы — это
http://www.ctaa.com/ http://home.iaai.com и др.
Как правило, битые автомобили выставляют на торги страховые компании и банки, которые после выплаты возмещения владельцам вступают в права на останки машин.
Покупка таких автомобилей — это отдельный бизнес. Даже восстановленная машина с Salvage-историей будет стоить примерно на 10–30 % дешевле, чем автомобиль с нормальной историей. А из-за высокой стоимости труда в США сравнительная цена аварийных и не восстановленных машин на аукционе довольно низкая, поэтому именно такие автомобили покупают там наши соотечественники, отправляют в Россию или в Литву, где их восстанавливают, и продают потом у нас под видом «только что из Америки».