Насчет клапана - шток натяжителя состоит из двух телескопических штоков, входящих друг в друга. Внутри находится перепускной клапан в виде маленького металлического шарика в обойме, который закрывает отверстие подвода масла, когда нет давления, т.е. он под собственным весом просто ложиться на отверстие. Когда двигатель заведен, шарик давлением просто отбрасывает от отверстия.
Таким образом когда мы глушим двигатель, шарик перекрывает обратный сброс масла в систему и гидронатяжитель остается наполненным, и при последующем запуске сразу вступает в работу.
Когда шарик неплотно прилегает к седлу, при длительной стоянке масло уходит обратно в систему и при запуске в первые секунды натяжитель просто не работает пока не наберется маслом. Соответственно цепь в эти секунды болтается и бъет по башмаку натяжителя и по успокоителю. Постепенно все разбивается, потом ломается, шток натяжителя выходит на всю длину и масло начинает сочится между корпусом натяжителя и штоком, падает давление, задираются вкладыши и аут.
Как то так.
Добавлено через 2 минуты
Гидронатяжитель разборный, но промывка не спасет, так как там просто идет износ. Так же еще увеличивается постепенно зазор между внешним штоком и корпусом натяжителя - соответственно там тоже идет сброс масла.