Тактика движения колонной по снегу

Kass

Велик и всемогущ!
Модератор
Клубная карта
7 259
798
Пофигатор 1
Москва
#1
Основные правила движения в колонне по снегу. Т.е. не все, а только основные.
  1. Иметь всем рации, буксировочные проушины и динамические стропы.
  2. Двигаться максимально плавно, без рывков всем. Если провернул колеса и встал, ни в коем случае не газовать и не рыть. Просим впереди идущую машину немного продернуть стропой. Когда машина не зарылась, то продернуть ее довольно просто. При этом колея остается не разрытой. Никаких соревнований типа "я проехал, а тот сел", ибо именно потому, что ты так проехал тот и сел. Движение в колонне - игра командная, или все выиграли, или все проиграли!
  3. Впереди колонны выставляется пару экипажей "топтателей колеи". Желательно поставить наиболее тяжелые авто (где вы видели дорожные катки легкими), обязательно наличие стропы, и желательна лебедка у второго авто. Ни в коем случаем им нельзя копать, ни колесами, ни лопатами!!! Никакого геройства с лопатами! При малейшей посадке первого или второго автомобиля он легко сдергивается другим стропой. Колея при этом не страдает. Если первого не удается сдернуть, второй при рывке сел, а стропа осталась натянутой, используется лебедка второго авто.
  4. В колонне ценна помощь всех экипажей. Если колонна столкнулась с каким то трудным участком, где периодически все садятся, то всегда нужна помощь руками, ногами и глазами. Где то нужно трос помочь зацепить, где то подкорректировать действия водителя в том, что он не видит, "левее, правее, руль поставить ровно", где то подтолкнуть автомобиль руками. От слаженных действий всех экипажей зависит скорость продвижения колонны.
  5. Самовольные действия, типа кто то куда то уехал, кто то кого то обогнал или бросил машину и пошел в лес, не допускаются. Если кому то нужно отойти по нужде, то скажите остальным, что вы вернетесь через столько то. В случае поломки авто, сообщите об этом по рации в голову колонны. Если услышали сообщение о поломке, предложите помощь.
  6. Если кто то где то провалился или нарыл ямы на колее, при этом мороз не большой и снег мокрый, то нужно выйти и засыпать ямы снегом, и притоптать его ногами. Это можно сделать и без лопат, непосредственно лопатами.
  7. Если машина сидит на брюхе, зарывшись всеми колесами (ну не внял он советам), а снег мокрый, и велика вероятность, что дергающий автомобиль может нарыть, то можно поочередно поднимать колеса хай-джеком и подсыпать снег в ямы.
 
Последнее редактирование модератором:

mcse2000

Это имя, известное всем!
Партнёр клуба
Модератор
Клубная карта
3 677
643
Dodge Durango
Москва
#3
Костя т.е. выходит если колона идёт и я скажем в середине сел (ну например стащило с колеи) - то копать крайне не желательно лопатами - если едишь по снегу? а лучше, чтобы тебя немного оттянули назад и ты дальше продолжил движение своим ходом? Для того, чтобы не нарыть ям и следующие могли проехать Верно я понимаю?
 

Kass

Велик и всемогущ!
Модератор
Клубная карта
7 259
798
Пофигатор 1
Москва
#4
Костя т.е. выходит если колона идёт и я скажем в середине сел (ну например стащило с колеи) - то копать крайне не желательно лопатами - если едишь по снегу? а лучше, чтобы тебя немного оттянули назад и ты дальше продолжил движение своим ходом? Для того, чтобы не нарыть ям и следующие могли проехать Верно я понимаю?
Именно так. Только нужно смотреть куда дергать. Если машина просто провернула колеса и сала на колее, то дергать лучше вперед. Дергание назад обычно сложнее по причине того, что задние колеса не поворачиваются дергающего может сносить с колеи. Дергать назад имеет смысл, когда передняя машина именно ушла с колеи в сторону.
 

МАКИ

Сосисочный джипер
1 523
166
Ford Explorer 2009 4,6
Москва - не собянинск !
#5
mcse2000, Дэн +100500 за создание полезного раздела
 

BinzBertole

Участник
720
6
Электросталь
#6
я тоже так понял)как и ты.ну и , естественно, как бы там ни было,а вес машины играет роль ИМХО,ведь если останется яма после лопат,то каждая последующая будет её долбить ещё сильнее,пока в итоге кто-нибудь не сможет проехать,а если у машины вес больше,то и долбить она эту ямку будет сильнее.(имеются ввиду ямы разрытые лопатами)
 

Kass

Велик и всемогущ!
Модератор
Клубная карта
7 259
798
Пофигатор 1
Москва
#7
...как бы там ни было,а вес машины играет роль ИМХО
Это миф, бродящий по просторам интернета. На самом деле вес автомобиля не играет никакой роли, кроме того, что выдергивать должен авто схожий по массе или тяжелее. Все.

Играет роль только удельное давление на грунт. А оно зависит от площади пятна контакта колеса. У большого автомобиля с колесами 35/12.5 R16 удельное давление на грунт может оказаться гораздо меньше, чем у маленького на колесах 31/9,5 R16 при одинаковом давлении в 0.5 бар, а момент на колесе будет значительно больше, а значит и движение будет плавным и беспроблемным.

В прошедшей поездке многие могли убедиться, как уверенно идет большой автомобиль по целине, если держать ровный момент на самых низах.
 

mcse2000

Это имя, известное всем!
Партнёр клуба
Модератор
Клубная карта
3 677
643
Dodge Durango
Москва
#8
Kass, Кость, давайте разберём поподробнее про ровный газ - значит как я понял

1 пониженная передача, трогаемся и держим ровную медленную скорость (пешеходную), в случае если машина начинает зарываться - не пытаемся добавлять ещё газ, а так же его сбрасывать. Ведь в случае добавления газа - зароешься, а в случае сброса газа - остановишься и потом не тронешься.

Вот на видео идёт тяжёлый биг бронко на ровном газу смотреть с 18:30 - затем у него начинают пробуксовывать передние колёса и водитель сбрасывает газ и совсем теряет инерцию - итог машина остановилась, но дальше она уже не поехала, закопалась. Что ещё раз говорит о том, что сбрасывать газ нельзя.
 

BinzBertole

Участник
720
6
Электросталь
#9
поучительная информация,намотаю на ус.

Добавлено через 6 минут
mcse2000, спасибо за видео)
 

zudwa

Участник
33
1
Ford Expedition 1999
Королев
#10
как я понимаю надо ловить момент до того как ты сядешь на брюхо и свесишь лапки (колёса).

по поводу езды на пониженной вот колею топтать прикольно топчет едешь взад вперед и утрамбовываешь снег обороты 900 всё хорошо как только появляется другая колея от других машин оборотов уже вроде как можно и добавить но на пониженной это зарытие, по колее мне зачастую было проще ехать не включая пониженной а просто на первой передаче
очень интересен вопрос в той снежной каше из которой Костя поднимал дюранг если нарубить веток лапника и т.д. (постелить сэндтраки) их в колею пузотёры бы прошли?
 

Акулыч

Велик и всемогущ!
6 279
296
GMC Savana 4x4. Был Форд
Москва, Ясенево.
#11
2. Двигаться максимально плавно, без рывков всем. Если провернул колеса и встал, ни в коем случае не газовать и не рыть.
Этот пункт я бы поставил первым и основополагающим. Не рыть, это главное.
При медленном движении по накатанному или колее, если водитель чувствует, что авто сползает с колеи, ни в коем случае не выворачивать руль, в попытке вернуться на твердое покрытие. Как правило, это будет возможно у шин типа Свампера или Боггера, с развитыми боковыми грунтозацепами. На обычных шинах и МТ в том числе, такая попытка будет провальной.
Итак, авто свалилось с твердого, удачно, если только перед. Руль держим прямо, как ехали до сваливания, задним ходом пытаемся выбраться на твердое. Рулем не крутить! Колеса должны идти точно по своему натоптанному следу. Если не перед выходит, чуть продвигаемся вперед, подтесываем, под передними колесами, твердое покрытие так, что бы у колеса, при движении назад не было ни малейшего уступа при выходе. Как правило, помогает.
Если авто сваливается одной стороной, полностью, самое быстрое, это помощь задней машины, которая стоит на твердом. При этом подкапываем колею и стесываем заход на твердое, для устранения ступеньки.
Чем меньше газуем, тем проще подкопать снег и вытящить авто из засады.
Как ни странно, но лопата, в этом случае, помогает больше, чем буксир. Даже незначительный накат снега или ступенька, под колесом, не позволит нормально выйти на твердое.

Давление в шинах.
Чем меньше пятно контакта, тем больше резина режет снег и хуже утаптывает, но при этом и сопротивление качению значительно больше.
Для себя и своей STT, сделал вывод, что наиболее хорошо эта резина едет при давлении 0.5атм. Как говорили мне наиболее продвинутые трофисты, что на 0.3атм пойдет еще круче, но есть опастность прокола мягкой боковины и разбортирования. Разбортироваться колесо может при активной рулежке и попадания покрышки, плоскостью, на разные покрытия, например, под половиной покрышки, в пятне контакта, твердо, под другой мягко, нагрузка лежит на половине колеса и в этот момент авто соскальзывает вбок. Почти 100% разбортирование. Спортсмены борются применением бэдлоков, но нам это слишком круто. Но там народ ездит и почти на полностью спущенных. По этому считаю нижним пределом гражданского использования - 0.5атм. Продвинутым - 0.3атм. Полезно иметь опыт бортирования колеса в полевых условиях. Ролик выложу попозже или кто-нить найдет и добавит.
Контролировать настолько низкое давление необходимо точным и проверенным манометром. Обычные стрелочные лично мне не нравятся и я пользую электронные манометры Беркут. Цена деления 0.01атм. Почему в множественном числе? Потому что раньше был большой, электронный, Беркут, отличнейшая штука, по тактильныи ощущениям схож с лимонкой :) Грохнул я его, померив давление в рампе. После этого купил маленький, электронный, Беркут.
Стравив давление, не забываем его промерить минут через 15. Потому как можно сдуть "горячие" покрышки, при движении по трассе давление поднимается от 0.3 до 0.5атм, от условий движения. Или постоять, подождать, пока колеса остынут.
 

Kass

Велик и всемогущ!
Модератор
Клубная карта
7 259
798
Пофигатор 1
Москва
#12
Kass, Кость, давайте разберём поподробнее про ровный газ - значит как я понял

1 пониженная передача, трогаемся и держим ровную медленную скорость (пешеходную), в случае если машина начинает зарываться - не пытаемся добавлять ещё газ, а так же его сбрасывать. Ведь в случае добавления газа - зароешься, а в случае сброса газа - остановишься и потом не тронешься.
Именно так. Нужно как на судовом двигателе выставить небольшие обороты и газ боле не менять, что бы не происходило, только если машина не встанет. Если она встала, то нужно тут же газ сбросить и трогаться только назад.

Вот на видео идёт тяжёлый биг бронко на ровном газу смотреть с 18:30 - затем у него начинают пробуксовывать передние колёса и водитель сбрасывает газ и совсем теряет инерцию - итог машина остановилась, но дальше она уже не поехала, закопалась. Что ещё раз говорит о том, что сбрасывать газ нельзя.
Ну это я к Юре сел в машину, и пытался развеять его пессимизм относительно проходимости его авто на BFG AT по снегу. Поэтому мы с ним и поехали по целине. Он сначала дердал рваную тягу, а потом нога успокоилась и он просто поехал, пока вдруг не решил сбросить газ и тронуться снова. :) Т.е. машина не сама встала, а Юра ее остановил. В общем просто потренировались и все. :)
 

mcse2000

Это имя, известное всем!
Партнёр клуба
Модератор
Клубная карта
3 677
643
Dodge Durango
Москва
#13
Почему нужно держать пешеходную скорость, а не попробовать проехать с разгону ? - тут всё просто при разгоне машина набирает инерцию, но вместо того чтобы притаптывать (утрамбовывать снег), она попросу проваливается и зарывается передними колёсами - это физика, так же опасно съехать с дороги в кувет - можно смотреть видео с 10:51 [ame="http://www.youtube.com/watch?v=bLvgHjVxeAI"]Выезд на озеро клуба ford-trucks-club 9 марта[/ame]
 

Акулыч

Велик и всемогущ!
6 279
296
GMC Savana 4x4. Был Форд
Москва, Ясенево.
#14
Kass,
Вот на видео идёт тяжёлый биг бронко на ровном газу смотреть с 18:30 - затем у него начинают пробуксовывать передние колёса и водитель сбрасывает газ и совсем теряет инерцию - итог машина остановилась, но дальше она уже не поехала, закопалась. Что ещё раз говорит о том, что сбрасывать газ нельзя.
В данном, конкретном случае, ББ не выехал, потому что под колесами образовался буртик в колее. Лопатой, аккуратно снимаем этот накат, до ровной, накатанной колеи и на малом газе выходим назад. Побукс передних колес из-за того, что сопротивление качению выше, чем сцепная способность протектора.
Выход - сдаем назад, срываем буртик наката спереди колеса, не забывая и про задние и с тем же темпом двигаемся дальше. Идеально - создать себе плацдарм, для штурма, несколько раз проехав по накатанному, утрамбовать его.
 

Kass

Велик и всемогущ!
Модератор
Клубная карта
7 259
798
Пофигатор 1
Москва
#15
В общем на снежной целине нужно себя представить водителем дорожного катка. ;)
 

BlackBraird

Активный участник
Клубная карта
554
51
Chevrolet K5 Blazer '91
Москва
#16
Вот на видео идёт тяжёлый биг бронко на ровном газу смотреть с 18:30 - затем у него начинают пробуксовывать передние колёса и водитель сбрасывает газ и совсем теряет инерцию - итог машина остановилась, но дальше она уже не поехала, закопалась. Что ещё раз говорит о том, что сбрасывать газ нельзя.
Да, тут полностью мой "косяк". Опыта пока очень не хватает местами.
Машина отлично шла, но стала замедляться, я отпустил газ, машина встала. Но это полбеды, надо было побольше сдать назад, чего я не сделал, и спокойно, на плавном газу ехать дальше. А моя ошибка, как мне кажется, была в том, что я мало сдал назад, потом, когда опять пошел вперед - машина просто уперлась в образовавшийся бортик из снега и сорвалась в букс. :)
Поправьте меня, если я ошибаюсь. :)


P.S. mcse2000
Чтобы видео по ссылке на ютьюб начиналось с нужного тебе момента, в конце ссылки дописываешь: #t=[минуты]m[секунды]s . Вот например: #t=18m30s - и видео по ссылке будет показываться с 18ой минуты, 30ой секунды. Вот так: Ссылка ;)
 
Последнее редактирование модератором:

Kass

Велик и всемогущ!
Модератор
Клубная карта
7 259
798
Пофигатор 1
Москва
#17
Ну и есть еще один способ прохождения очень глубокого снега, который можно упомянуть в данной теме. Способ этот мы назвали тяни-толкай. Применяется он в том случае, когда снег ну очень глубокий, и ехать внатяг можно очень долго.

Ну вот к примеру такой снег:



Внатяг машина набивает вот такую колею:



Тогда два первых автомобиля связываются динамической стропой, и стартуют синхронно. Первый автомобиль просто врезается в нег и пытается заехать как можно дальше, потом второй автомобиль его выдергивает, и снова синхронный старт, первый врезается и залетает в сугробы, второй его выдергивает. Тут очень важно, что бы второй автомобиль не съехал в бок и не сел, особенно если у него нет лебедки. Ибо оба автомобиля остаются связанные натянутой стропой...

Ну и выглядит это вот так:


Возможно нашей команде это когда то пригодится. ;)
 

mcse2000

Это имя, известное всем!
Партнёр клуба
Модератор
Клубная карта
3 677
643
Dodge Durango
Москва
#18
berger Для грунта, грязи и т.д. - другие темы нужны, тут обсуждаем стратегию езды по снегу.

Кость уже 2 лебёдки порвали одну на Воре, вторую в Воскресенском. Вообще можно ли при помощи лебёдки тянуть машину прямо через сугробы? Как тянуть правильно (расчистить снег). Ведь иногда надо пробиться всего несколько метров, почему не выдерживают мощные лебёдки?
 

Kass

Велик и всемогущ!
Модератор
Клубная карта
7 259
798
Пофигатор 1
Москва
#19
... почему не выдерживают мощные лебёдки?
Ну прежде всего потому, что лебедка вне соревнований - это шанс последней надежды. Не нужно ездить все время на лебедке, ибо когда она реально понадобится, она откажет. В моей практике так было множество раз. Более того, лебедка со многими играет злую шутку. Зная что есть лебедка, многие лезут везде сломя голову (ну если что, есть же лебедка), и только засев, тут же ее разматывают. Как то подумать, динамику размотать... Нет, есть же лебедка.

Потому я лебедку размотал, когда без нее уже было никак, и Саша трос порвал. Вот для этого она и должна быть. Но и тянуть я не стал в бок. Я заехал так, что бы было минимальное усилие для вытаскивания авто.

В общем лебедка - это не танк, и не средство передвижения, и нужно стараться обходиться в простых ситуациях без нее.
 

Dima-Paster

Активный участник
830
52
Москва
#20
Парни! Мы же снег в субботу победили! :)
Давайте обсуждать "глину","Чернозем","песок" и т.п. Я не к тому что снег это не Важно, скорее уже "не актуально" а вот про "весенний" грунт очень было бы интересно узнать и потом на практике проверить........