Burcly, вот и новенькое. На драйве уже рассказал.
Надеюсь на конструктивную критику, если будет.
Наконец-то добрались руки. Как и обещал выкладываю немного информации о матрицах, которыми пользуюсь.
Не буду писать заумные слова, постараюсь максимально подробно простым языком. На прикрепленном фото две матрицы, одна — наконечник катушки зажигания, вторая — втулка заднего стабилизатора.
Начнем по порядку "как сделать матрицу", надеюсь вы не наступите на мои грабли (материала перевел прорву).
Первым делом внимательно осматриваем деталь, нам нужно понять как лучше будет делать заливку и как лучше расположить в матрице, я, на примере этих двух матриц, пришел к горизонтальному варианту, так как проще сделать половинки.
Из чего делать матрицу? Однозначного ответа дать нельзя, но опираясь на описания из сети, для себя решил что лучше всего подойдет силикон с твердостью по шору 35-45 (достаточно текуч при заливке, что позволяет лучше передать форму детали и удобен в последующей работе)
Если с материалом матрицы более-менее понятно, то с "сердцевиной" не все так просто. Поначалу пытался делать сердцевину из того же силикона, но она получается мягкой и не выполняет роль оправки, т.к. прогибается (может быть это и будет незначительно при более массивной сердцевине), металл? первый приходящий на ум вариант олово (низкая температура плавления), но мне этот вариант не подходил, более тугоплавкие металлы могут спалить резиновую заготовку. Оптимально что-то пластиковое, но достаточно жесткое, для этих целей отлично подходит двухкомпонентный клей (типа Поксипола в шприцах прозрачного), я взял то что было, тоже двухкомпонентный, достаточно текучий, но в тюбиках.
ВАЖНЫЙ МОМЕНТ: При любой заливке необходимо наносить разделяющий слой, иначе испортите деталь. Я пользуюсь восковым разделителем в баллонах, подойдет и вазелин (но наносить нужно тонким слоем).
Сердцевину мы залили, теперь можно приступать к созданию матрицы. Как делать опалубку думаю понятно, я делал из толстого картона (2 мм. толщиной, клеится отлично). Сначала заливаем тонкую подложку (что бы уложить деталь), для моих целей вполне хватало 5 мм., достаточный слой + экономия материала. Как только подложка затвердеет укладываем на неё нужную нам деталь (обработанную разделительным составом) со вставленной сердцевиной, заливаем силиконом до середины (в дальнейшем будет проще вынимать отливку из матрицы). После затвердевания нижней половины снимаем опалубку и вырезаем пазы для замков, они нам понадобятся для точного совмещения двух половинок. Восстанавливаем опалубку. Теперь думаем о дренажных и заливочных отверстиях, размещать их нужно в верхних точках, чем больше тем лучше будет выходить воздух (я делал их приклеивая стержни от клеевого пистолета). Теперь и верхняя половина готова к заливке, можно заливать.
Совет: При заливке матрицы силикон лучше замешивать грамм по 100 — удобно контролировать заливку и лучше выходит пузыри из массы (а пузыри воздуха приведут к дефектам заливки).
Вот, в принципе, основные моменты. Мог что-то упустить
(Фото с матрицами: 1 — дренажные и заливные отверстия, 2 — замки матрицы, 3 — твердые сердцевины)
P.S.: Сразу поясню — сайлентблоки (в частности те которые в металлической оправе с втулкой) пока делать не собираюсь, потому что есть вопросы по технологии отливки. Я много изучал донную тему в сети, перелопатил гору материала и пришел к выводу: простая заливка полиуретана в металлическую оправу недопустима, сайленты очень быстро рвет. А вот как раз втулки и т.п. цельнорезиновые (цельнополиуретановые) детали без инородных элементов ходят очень долго, судя по отзывам в сети.
Для качественной отливки самыми важными считаю 3 момента:
1) Прямые руки — есть у любого нормального мужика
2) Качественные материалы
3) Хорошая фантазия.
С первым пунктом все понятно, с третьим тоже более-менее (фантазия нужна для того что бы в уме понять какой делать матрицу (из скольки частей, заливочные отверстия и т.п.), как расположить деталь для более удобной и качественной заливки и т.п.).
На втором пункте хотелось бы остановиться подробнее, тем более что я уже обжегся не раз… По мне, больше всего для матрицы в данном случае подходит силикон, как износостойкий и долговечный материал. Где покупать? В принципе все равно, я сделал два наблюдения: стремный сайт и мелкая фасовка на 80% дает гарантию, что ничего хорошего не купите (таков уж мой опыт, только при покупке ведра от 5-6 кг. попался нормальный силикон). При выборе очень важно обратить внимание на время жизни (хорошая текучесть с момента замеса) и текучесть. Красители сильно замедляют процесс полимеризации, поэтому пока не пользуюсь ими. Чем дольше время жизни и текучесть тем плавнее отливка, это позволяет силикону хорошо проникать во все полости, заполняя модель, при этом дает возможность пузырькам воздуха выходить наружу (это неизбежно, при замешивании), отсутствие воздушных полостей — более гладкие стенки.
(Фото с наконечниками: Эволюция. По порядку. Красный самая первая отливка, серый вторая, голубой третья, черный оригинал. К каждой отливке делал свою матрицу, пока не добился нужного качества.)
Приехал долгожданный полиуретан.
Пара слов о материалах: Наконечники делал из силикона с твердостью 35-45 — от родных не отличить, рабочая температура силикона до +200, полиуретан брал 2 видов с твердостью 35-45 по Шору и 70-80. Полиуретан более износостойкий, тут пояснений не надо, никто не сомневается в том что он лучше резины, но рабочая температура +80, кратковременно до +100, это объясняет почему не стал делать наконечники из полиуретана (выносливость не нужна, главное эластичность и относительная термостойкость). Для втулок стабилизатора был выбрал полиуретан с твердостью 70-80, как у родной резины
Сразу решил провести эксперимент на готовых матрицах.
Полиуретан льется гораздо лучше чем силикон, если сравнивать по консистенции, то скажу так: силикон как сметана, полиуретан как кефир по густоте.
В принципе получилось хорошо, недолив даже в данном случае не играет никакой роли, потому что в в месте недолива на оригинале как раз вырезан паз для удобного монтажа втулки на стаб через имеющийся разрез.
Излишки пока не стал убирать, так что не пугайтесь эстетического вида — все аккуратно обрезается.
Теперь осталось найти время установить и проверить в действии, но практически уверен, что все пройдет успешно.
А теперь о экономической стороне вопроса: оригинальные втулки стоили мне по 1200 за штуку, за кусок резины! Тут по материалам вышло рублей 200 каждая. Хм… вот и простая математика.
Даже, если с полиуретаном что-то не то — есть еще 5 кило (улейся) и всегда прозапас лежит оригинал)))))
Эх, скорей бы руки добрались до втулок переднего стаба, жаль их в наличии пока нет.
(Фото со втулками стаба: 1 — баловался отливкой силикона (просто проверить качество матрицы, полиуретана тогда не было). 2- оригинальная деталь Форд, 3 — первая отливка из полиуретана (недолил немного, но это ерунда), 4 — вторая отливка из полиуретана (видно — материала достаточно, но забыл прочистить одно дренажное отверстие из 4 тонких (цифра 6) заливные — 7.))