итак, аччод. сперва морально-философический, потом численно-финансовый.
вывод
первый, самый для меня важный: в дальнобой на машине ездить можно и
нужно. сам процесс доставляет какое-то очень своеобразное удовольствие, которое трудно описать. кто сам ездил, тот поймёт, а кто не ездил и не хочет, тому и не надо.

но кайф неимоверный. особенно если ехать не торопясь, 55 миль в час самое оно. хотя ночью можно и побыстрее, траффика почти нет и засад тоже.
вывод
второй: ездить надо на наших бегемотах. я честно не понимаю, как люди ездят далеко на тазах, но в Экспедишне усталости почти не чувствуешь. позавчера выехал примерно в 10 утра по москве, останавливался только покушать два раза по полчаса, ну и несколько раз заправиться (5 минут) и отлить (минута). домой приехал в 8 утра, т.е. можно считать что непрерывно за рулём 20 часов. и ничего, никакой такой с ног валящей усталости не чувствовал, только спать хотелось сильно.

оно и понятно, спал перед этим часов пять всего...
вывод
третий: ездить далеко не страшно. бандюков никаких не видел, ментовского произвола какого-то особо жуткого тоже. только один раз на пути туда по дурости нарвался на явную подставу, но тут уж сам дурак, пострадал материально в пользу злых тотар.

которые впрочем оказались вовсе не злые, а сытые и добрые, совсем как в москве. после решения вопроса полюбовно пожелали доброго пути и предупредили, что дальше ещё одна такая же засада.

а пермские гайцы оказались принципиальные и выписали мне штраф на 100 рублей за превышение скорости на 17 км/ч.

после тотар ехал аккуратно и старался не нарушать, но перед стационарным постом дпс оттормозиться не успел, потому как тормоза скрипели и насиловать их не хотелось. на обратном же пути вообще с гайцами общался только один раз и тот на посту на выезде из тюмени, документы проверили и всё.

но там могло быть и простое любопытство, машина редкая в тех краях, а номера тем более... сколько уж страшных сказок слышал про злющих башкирских и самарских гайцов, а ни разу не тормознули даже. в рязанской области ехал ночью, смеялся тоже: засад несколько штук видел, но ловят только московских дачничков. я ехал в другую сторону, поэтому можно было хоть под 200 идти, никто бы не спалил.

) народ в основном предупреждает о засадах, но только легковые. фуры видимо считают это баловством, ни разу не видел чтобы моргали.
вывод
четвёртый: если не нарушать пдд и внимательно смотреть на знаки, а на трассе это делать гораздо проще, чем в городе, то можно ездить без потерь. по крайней мере по м7 и м5, в чём я сам убедился.

на обратном пути видел только одну подставу то ли в самарской, то ли в оренбургской области, не помню уже. классическая засада системы "жопа есть, а слова нет" -- знак "обгон запрещён", начинается сплошная, потом сплошная кончается и начинается прерывистая, а знака отмены запрета нет и перекрёстка тоже. на моих глазах в это дело вляпался какой-то дядька на фуре (!), который вообще-то все эти приколы должен наизусть знать. я ржал как ненормальный, когда проезжал мимо засады в кустах, а гаец смотрел на меня грустным взглядом.

)
вывод
пятый: ехать надо ночью. мало того что гораздо быстрее чем днём, так ещё и красивее намного. или это моё персональное восприятие, но днём мне почему-то скучно показалось ехать. а вот ночью совсем другое дело, очень эротично получается.
вывод
шестой: ехать надо на газе. газовые заправки по м7 и м5 встречаются повсеместно, иногда гораздо чаще чем обычные. знал бы, давно бы газ поставил и деньги экономил... ну, это ещё не поздно сделать.
дальше как и обещано, часть фактическая.
общий пробег по одометру составил 4775 км, включая поездки по тюмени (немного, 200 км или около того). трек-логи с навигатора не снимал ещё, да и непонятно, есть ли смысл.
бензина ужрано 735.78 л на общую сумму 17452.42 руб. дороговастенько конечно, но в общем знал на что шёл.
средний расход за поездку составил 15.41 л/100 км. компутер врал безбожно, по дороге туда показывая средний расход 14.7, обратно 14.2. расход кмк слишком большой, что-то значит в машине не в порядке. вопрос для меня принципиальный, поэтому будем искать (tm)...
а вообще впечатлений масса. во-первых, есть ощущение что
куда-то ездил, где-то был. на самолёте расстояния не чувствуешь, едешь как в метро: запрыгнул, два часа трясёт, выпрыгнул. был ли где, не был ли... а тут совсем другое дело. и не пассивно в окно смотришь, как на паравозе, а именно что делом занят, едешь. иногда пейзажи успеваешь замечать, иногда нет. знаки забавные, населённые пункты с весёлыми названиями... сразу забывается, но ощущение что что-то видел, оно есть, его не пропьёшь.

во-вторых, дороги ремонтируют просто повсеместно. где-то уже сделали, где-то ещё нет, но процесс явно идёт. глядишь, лет через пять можно будет ездить почти как в ивропе.

больше всего поразила пензенская область, там вообще практически не осталось плохих участков. причём очень много мест, где ремонт только-только закончился. лететь ночью под сотню по лесной дороге со свежим покрытием без разметки это экстрим тот ещё, никакого энергетика не надо. но зато почти всё уже доделали. в мордовии тоже с дорогами хорошо -- ну, по русским меркам хорошо. по сравнению с другими.

в удмуртии сразу после ижевска дорожка сильно позабавила, петляет как кишка по глухим непролазным лесам, а потом выходит из леса (был сииильный туман) и становится прямой как стрела, только вверх-вниз... вниз в туман как в кисель, ни черта не видно даже с противотуманками, едешь медленно и наощупь, а жёлтая луна через туман как кусок сыра сверху висит... начинаешь понимать, что курили создатели мультика про ёжика в тумане.

потом выныриваешь наверх и вокруг море тумана, только верхушки холмов торчат... уральские горы старые, временем источены. в пермской области склоны жёлтые, а в оренбургской почему-то красные. в татарии холмы невысокие и лес не густой, а выезжаешь к мосту через волгу и дух захватывает -- ох йопт, красиво... камеру доставать некогда, это надо вдвоём ехать и чтобы штурман с камерой кадры ловил. поэтому так ни одного снимка и не сделал, по трассе не до того, а в тюмени и снимать-то особо нечего.

в-третьих, поразило количество траффика. с грузилами всё понятно, а легкового чуть ли не больше грузил, и по м5 две трети из хмао (86) и янао (89), что туда что обратно. вот уж лягушки-путешественники.

бегемоту не то что зачот, мегазачот. если б не история с тормозами, в которой он вообще-то ничем не провинился, то ни одной проблемы с ним не было, даже не чихнул. ямы по дороге встречались часто, местами дорога убитая совсем, я не знаю как там люди на легковушках ездят. видимо, ползком, если уж мне приходилось до 50 снижать... но ведь выдержал же всё, только в правом переднем колесе давление стравилось на 0.2 атм, вот и все потери.

этим колесом как раз все ямы и собираешь... обратно когда поехал, забрал у тёщи надувную кровать и спал в багажнике. если б не запаска, которая пол-багажника занимает даже стоя, был бы чисто отель шератон, а так получилось чуть потеснее.

зато вытянуться можно во весь рост... рядом стоял тазик-десятка, я когда подъезжал (утром дело было уже), оттуда вылезли папа, мама и дочка и разминались перед дорогой.
как в тазу можно втроём спать?! ничего не понимаю... а в Экспедишне точно можно.
ну вот как-то так, сумбурненько. может ещё чего добавлю потом.
