Дабы не плодить множества тем, и как то систематизировать информацию, предлагаю все, что касается радиосвязи обсуждать в этой теме.
При коллективных поездках несколькими экипажами наличие радиосвязи между экипажами является обязательным условием. Экипаж без радиосвязи обычно принято называть "глухим".
Итак что можно использовать для радиосвязи в поездках.
Диапазоны. Плюсы и минусы.
1. СВ, 27 МГц, Гражданский диапазон.
Представлен в основном автомобильными радиостанциями. Из носимых осталась только Алан-42. Наиболее популярны Аланы, Мегаджеты, Векторы. Мощности радиостанций колеблются в пределах от 4 до 20Вт.
- Плюсы: Ппособность волн в данном диапазоне огибать довольно крупные препятствия.
- Минусы: Большие размеры антенн.
2. УКВ, 144 МГц, 2-х метровый диапазон.
Представлен стационарными, автомобильными и мобильными радиостанциями. Используется чаще всего для профессионального применения в диапазоне 138-172 МГц.
- Плюсы: Приемлемые габариты стационарных и автомобильных антенн, способность радиоволн в этом диапазоне огибать мелкие препятствия.
- Минусы: Великоваты размеры антенн для мобильных станций и плохая способность огибать крупные препятствия.
3. LPD, 433 МГц, 69 каналов. Сюда же можно добавить диапазон PMR, 446 МГц, 8 каналов, из-за аналогичности их свойств.
Наиболее широко диапазон представлен носимыми миниатюрными радиостанциями, и имеются и автомобильные, а так же этот диапазон поддерживается профессиональными стационарными трансиверами. Миниатюрные носимые станции для нашего рынка чаще всего закрыты по мощности, т.к. для сертификации в нашей стране эти станции должны иметь мощности 0.1 и 0.5 Вт соответственно. После их раскрытия они обычно имеют выходную мощность 1-5 Вт.
- Плюсы: приемлемые размеры антенн, миниатюрный размер мобильных станций.
- Минусы: Очень слаба способность огибать препятствия. Связь в условиях отсутствия прямой видимости нестабильна, т.к. передача происходит или переотражением, или проникновением радиоволн. Предсказать дальность связи заранее практически не возможно.
Выбор диапазона.
Для оффроуда или совместных поездок несколькими экипажами в основном используются диапазоны CB и LPD/PMR. Первые в оффроуде приобрели статус Маст Хэв (Must-have). Оптимально установленная и точно настроенная антенна обеспечивает уверенной связью даже в лесу и на сложном рельефе на 10-15 км. На трассе дальность связи может превышать 20 км.
LPD/PRM очень удобны в качестве носимых станций, что крайне необходимо для связи на небольшие расстояния между пешими, пешими и машинами, или между машинами, не оборудованными СВ в колонне.
Выбор и установка СВ радиостанции
В Интернете очень много мифов на эту тему. К сожалению чаще всего сочиняют эти мифы продавцы, во много которые явно не инженеры связи. Поэтому постараюсь изложить основное и максимально кратко.
Выбор. Явно сырых радиостанций нет. Количество каналов, которым как бы завлекают продавцы покупателей тоже никакой роли не играет. По сути нужна одна сетка каналов, т.н. сетка С. В ней 40 каналов и их выше крыши. Из всего этого многообразия скорее всего вы будете использовать 15-й (Дальнобой), 9 и 19-й (Служба спасения) и какой то выбранный вами канал, как правило 22-й джиперский. Все. Поэтому 40 каналов в станции или 480, для вас особой разницы не будет. Скрее всего чем меньше каналов в станции, тем будет лучше, ибо полоса ВЧ тракта будет поуже. Единственно только нужно учесть, что для того, что бы пользоваться каналом дальнобойщиков, в радиостанции должна быть АМ - амплитудная модуляция. Анахронизм, но имеет место быть в наших реалиях. Ну и далее только на мощность можно обратить внимание. В последнее время появились радиостанции с выходной мощностью 15-20Вт. Это конечно дает не очень большой эффект, но учитывая минимальную разницу в цене, можно этим воспользоваться.
Антенны. На мой взгляд место установки и точность настройки дает эффект наиболее ощутимый. В идеале антенна должна стоять в центре крыши. Установленные на бамперах, рейлингах, капотах и крыльях антенны теряют очень много. Диаграмма направленности может принимать самые причудливые формы. не смотря на множество мифов магнитная антенна в центре крыши будет более эффективна, чем более длинная врезная где то на бампере. Еще хуже, если продавец уговорил и продал длиннющую антенну, а "счастливый" обладатель дабы не цеплять этой удочкой все подряд, согнул ее и кончик прикрепил к релингу. В таком случае антенна работает не лучше гвоздя, вставленного в выходной разъем.
Теперь о длине. Если вы не собираетесь участвовать в соревнованиях по дальности связи в степи, то интернетовские мифы про "четверть" и любые удочки лучше выбросить из головы. Антенна "четверть" - это 1/4 длинны волны. Для 27 МГц длинна волны составляет 11 метров, и ездить с почти трехметровой удочкой на крыше - особый вид мазохизма. В общем нужно для себя понять, что т.н. Ку антенны зависит от диаграммы направленности, и чаще всего приводится в отношении к т.н. изотропному излучателю. Это что то типа сферического коня в вакууме, т.е. излучатель, со сферической диаграммой направленности, который во все стороны излучает одинаково. Чем более антенна направленная, тем выше дальность связи, но(!), только в направлении "направленности" антенны, а во всех остальных направлениях дальность связи меньше.
Поэтому выбирая антенну с максимальным Ку нужно понимать, что в каких то направлениях связь будет лучше, а в каких то хуже. Т.е. если автомобиль стоит в степи горизонтально, то высокий Ку здорово, а вот если он среди холмов или стоит не горизонтально, то высокий Ку только во вред. Если интересно про диаграммы направленности поговорить, то можно обсудить.
В общем в большинстве случаев нам оптимальны антенны 1.4-1.6 м. Для тех кому жалко дырявить крышу по центру, я бы рекомендовал антенну на магните ML-145. только нужно учесть, что как правило настроены они на нижнюю частоту указанного в ТТХ диапазона, т.е. где то на 25 с чем то МГц. Без КСВ метра не обойтись. Проще всего пилить штырь, но я сторонник укорочения катушки. На своей убирал 1-1.5 витков. Настраивать обязательно в чистом поле, что бы не учитывать отражения от препятствий. Антенну радиоприемника тоже лучше убрать или открутить. Настройкой нужно добиться КСВ=1, т.е. что бы стрелка не отклонялась при переводе радиостанции на передачу. Если вас будут уверять, что это не возможно, не верьте. Люди просто не умеют настраивать.
Обсуждения на форуме по теме:
Связь во время поездок
СВ радио
Связь
При коллективных поездках несколькими экипажами наличие радиосвязи между экипажами является обязательным условием. Экипаж без радиосвязи обычно принято называть "глухим".
Итак что можно использовать для радиосвязи в поездках.
Диапазоны. Плюсы и минусы.
1. СВ, 27 МГц, Гражданский диапазон.
Представлен в основном автомобильными радиостанциями. Из носимых осталась только Алан-42. Наиболее популярны Аланы, Мегаджеты, Векторы. Мощности радиостанций колеблются в пределах от 4 до 20Вт.
- Плюсы: Ппособность волн в данном диапазоне огибать довольно крупные препятствия.
- Минусы: Большие размеры антенн.
2. УКВ, 144 МГц, 2-х метровый диапазон.
Представлен стационарными, автомобильными и мобильными радиостанциями. Используется чаще всего для профессионального применения в диапазоне 138-172 МГц.
- Плюсы: Приемлемые габариты стационарных и автомобильных антенн, способность радиоволн в этом диапазоне огибать мелкие препятствия.
- Минусы: Великоваты размеры антенн для мобильных станций и плохая способность огибать крупные препятствия.
3. LPD, 433 МГц, 69 каналов. Сюда же можно добавить диапазон PMR, 446 МГц, 8 каналов, из-за аналогичности их свойств.
Наиболее широко диапазон представлен носимыми миниатюрными радиостанциями, и имеются и автомобильные, а так же этот диапазон поддерживается профессиональными стационарными трансиверами. Миниатюрные носимые станции для нашего рынка чаще всего закрыты по мощности, т.к. для сертификации в нашей стране эти станции должны иметь мощности 0.1 и 0.5 Вт соответственно. После их раскрытия они обычно имеют выходную мощность 1-5 Вт.
- Плюсы: приемлемые размеры антенн, миниатюрный размер мобильных станций.
- Минусы: Очень слаба способность огибать препятствия. Связь в условиях отсутствия прямой видимости нестабильна, т.к. передача происходит или переотражением, или проникновением радиоволн. Предсказать дальность связи заранее практически не возможно.
Выбор диапазона.
Для оффроуда или совместных поездок несколькими экипажами в основном используются диапазоны CB и LPD/PMR. Первые в оффроуде приобрели статус Маст Хэв (Must-have). Оптимально установленная и точно настроенная антенна обеспечивает уверенной связью даже в лесу и на сложном рельефе на 10-15 км. На трассе дальность связи может превышать 20 км.
LPD/PRM очень удобны в качестве носимых станций, что крайне необходимо для связи на небольшие расстояния между пешими, пешими и машинами, или между машинами, не оборудованными СВ в колонне.
Выбор и установка СВ радиостанции
В Интернете очень много мифов на эту тему. К сожалению чаще всего сочиняют эти мифы продавцы, во много которые явно не инженеры связи. Поэтому постараюсь изложить основное и максимально кратко.
Выбор. Явно сырых радиостанций нет. Количество каналов, которым как бы завлекают продавцы покупателей тоже никакой роли не играет. По сути нужна одна сетка каналов, т.н. сетка С. В ней 40 каналов и их выше крыши. Из всего этого многообразия скорее всего вы будете использовать 15-й (Дальнобой), 9 и 19-й (Служба спасения) и какой то выбранный вами канал, как правило 22-й джиперский. Все. Поэтому 40 каналов в станции или 480, для вас особой разницы не будет. Скрее всего чем меньше каналов в станции, тем будет лучше, ибо полоса ВЧ тракта будет поуже. Единственно только нужно учесть, что для того, что бы пользоваться каналом дальнобойщиков, в радиостанции должна быть АМ - амплитудная модуляция. Анахронизм, но имеет место быть в наших реалиях. Ну и далее только на мощность можно обратить внимание. В последнее время появились радиостанции с выходной мощностью 15-20Вт. Это конечно дает не очень большой эффект, но учитывая минимальную разницу в цене, можно этим воспользоваться.
Антенны. На мой взгляд место установки и точность настройки дает эффект наиболее ощутимый. В идеале антенна должна стоять в центре крыши. Установленные на бамперах, рейлингах, капотах и крыльях антенны теряют очень много. Диаграмма направленности может принимать самые причудливые формы. не смотря на множество мифов магнитная антенна в центре крыши будет более эффективна, чем более длинная врезная где то на бампере. Еще хуже, если продавец уговорил и продал длиннющую антенну, а "счастливый" обладатель дабы не цеплять этой удочкой все подряд, согнул ее и кончик прикрепил к релингу. В таком случае антенна работает не лучше гвоздя, вставленного в выходной разъем.
Теперь о длине. Если вы не собираетесь участвовать в соревнованиях по дальности связи в степи, то интернетовские мифы про "четверть" и любые удочки лучше выбросить из головы. Антенна "четверть" - это 1/4 длинны волны. Для 27 МГц длинна волны составляет 11 метров, и ездить с почти трехметровой удочкой на крыше - особый вид мазохизма. В общем нужно для себя понять, что т.н. Ку антенны зависит от диаграммы направленности, и чаще всего приводится в отношении к т.н. изотропному излучателю. Это что то типа сферического коня в вакууме, т.е. излучатель, со сферической диаграммой направленности, который во все стороны излучает одинаково. Чем более антенна направленная, тем выше дальность связи, но(!), только в направлении "направленности" антенны, а во всех остальных направлениях дальность связи меньше.
Поэтому выбирая антенну с максимальным Ку нужно понимать, что в каких то направлениях связь будет лучше, а в каких то хуже. Т.е. если автомобиль стоит в степи горизонтально, то высокий Ку здорово, а вот если он среди холмов или стоит не горизонтально, то высокий Ку только во вред. Если интересно про диаграммы направленности поговорить, то можно обсудить.
В общем в большинстве случаев нам оптимальны антенны 1.4-1.6 м. Для тех кому жалко дырявить крышу по центру, я бы рекомендовал антенну на магните ML-145. только нужно учесть, что как правило настроены они на нижнюю частоту указанного в ТТХ диапазона, т.е. где то на 25 с чем то МГц. Без КСВ метра не обойтись. Проще всего пилить штырь, но я сторонник укорочения катушки. На своей убирал 1-1.5 витков. Настраивать обязательно в чистом поле, что бы не учитывать отражения от препятствий. Антенну радиоприемника тоже лучше убрать или открутить. Настройкой нужно добиться КСВ=1, т.е. что бы стрелка не отклонялась при переводе радиостанции на передачу. Если вас будут уверять, что это не возможно, не верьте. Люди просто не умеют настраивать.
Обсуждения на форуме по теме:
Связь во время поездок
СВ радио
Связь
Последнее редактирование модератором:
Симпатии:
Понравилось 7 пользователям