Все о радиосвязи. Как выбрать, какую рацию купить. Единая тема

Kass

Велик и всемогущ!
Модератор
Клубная карта
7 259
798
Пофигатор 1
Москва
#1
Дабы не плодить множества тем, и как то систематизировать информацию, предлагаю все, что касается радиосвязи обсуждать в этой теме.

При коллективных поездках несколькими экипажами наличие радиосвязи между экипажами является обязательным условием. Экипаж без радиосвязи обычно принято называть "глухим".

Итак что можно использовать для радиосвязи в поездках.

Диапазоны. Плюсы и минусы.

1. СВ, 27 МГц, Гражданский диапазон.

Представлен в основном автомобильными радиостанциями. Из носимых осталась только Алан-42. Наиболее популярны Аланы, Мегаджеты, Векторы. Мощности радиостанций колеблются в пределах от 4 до 20Вт.

- Плюсы: Ппособность волн в данном диапазоне огибать довольно крупные препятствия.
- Минусы: Большие размеры антенн.

2. УКВ, 144 МГц, 2-х метровый диапазон.

Представлен стационарными, автомобильными и мобильными радиостанциями. Используется чаще всего для профессионального применения в диапазоне 138-172 МГц.

- Плюсы: Приемлемые габариты стационарных и автомобильных антенн, способность радиоволн в этом диапазоне огибать мелкие препятствия.

- Минусы: Великоваты размеры антенн для мобильных станций и плохая способность огибать крупные препятствия.

3. LPD, 433 МГц, 69 каналов. Сюда же можно добавить диапазон PMR, 446 МГц, 8 каналов, из-за аналогичности их свойств.

Наиболее широко диапазон представлен носимыми миниатюрными радиостанциями, и имеются и автомобильные, а так же этот диапазон поддерживается профессиональными стационарными трансиверами. Миниатюрные носимые станции для нашего рынка чаще всего закрыты по мощности, т.к. для сертификации в нашей стране эти станции должны иметь мощности 0.1 и 0.5 Вт соответственно. После их раскрытия они обычно имеют выходную мощность 1-5 Вт.

- Плюсы: приемлемые размеры антенн, миниатюрный размер мобильных станций.
- Минусы: Очень слаба способность огибать препятствия. Связь в условиях отсутствия прямой видимости нестабильна, т.к. передача происходит или переотражением, или проникновением радиоволн. Предсказать дальность связи заранее практически не возможно.

Выбор диапазона.

Для оффроуда или совместных поездок несколькими экипажами в основном используются диапазоны CB и LPD/PMR. Первые в оффроуде приобрели статус Маст Хэв (Must-have). Оптимально установленная и точно настроенная антенна обеспечивает уверенной связью даже в лесу и на сложном рельефе на 10-15 км. На трассе дальность связи может превышать 20 км.

LPD/PRM очень удобны в качестве носимых станций, что крайне необходимо для связи на небольшие расстояния между пешими, пешими и машинами, или между машинами, не оборудованными СВ в колонне.

Выбор и установка СВ радиостанции

В Интернете очень много мифов на эту тему. К сожалению чаще всего сочиняют эти мифы продавцы, во много которые явно не инженеры связи. Поэтому постараюсь изложить основное и максимально кратко.

Выбор. Явно сырых радиостанций нет. Количество каналов, которым как бы завлекают продавцы покупателей тоже никакой роли не играет. По сути нужна одна сетка каналов, т.н. сетка С. В ней 40 каналов и их выше крыши. Из всего этого многообразия скорее всего вы будете использовать 15-й (Дальнобой), 9 и 19-й (Служба спасения) и какой то выбранный вами канал, как правило 22-й джиперский. Все. Поэтому 40 каналов в станции или 480, для вас особой разницы не будет. Скрее всего чем меньше каналов в станции, тем будет лучше, ибо полоса ВЧ тракта будет поуже. Единственно только нужно учесть, что для того, что бы пользоваться каналом дальнобойщиков, в радиостанции должна быть АМ - амплитудная модуляция. Анахронизм, но имеет место быть в наших реалиях. Ну и далее только на мощность можно обратить внимание. В последнее время появились радиостанции с выходной мощностью 15-20Вт. Это конечно дает не очень большой эффект, но учитывая минимальную разницу в цене, можно этим воспользоваться.

Антенны. На мой взгляд место установки и точность настройки дает эффект наиболее ощутимый. В идеале антенна должна стоять в центре крыши. Установленные на бамперах, рейлингах, капотах и крыльях антенны теряют очень много. Диаграмма направленности может принимать самые причудливые формы. не смотря на множество мифов магнитная антенна в центре крыши будет более эффективна, чем более длинная врезная где то на бампере. Еще хуже, если продавец уговорил и продал длиннющую антенну, а "счастливый" обладатель дабы не цеплять этой удочкой все подряд, согнул ее и кончик прикрепил к релингу. В таком случае антенна работает не лучше гвоздя, вставленного в выходной разъем.

Теперь о длине. Если вы не собираетесь участвовать в соревнованиях по дальности связи в степи, то интернетовские мифы про "четверть" и любые удочки лучше выбросить из головы. Антенна "четверть" - это 1/4 длинны волны. Для 27 МГц длинна волны составляет 11 метров, и ездить с почти трехметровой удочкой на крыше - особый вид мазохизма. В общем нужно для себя понять, что т.н. Ку антенны зависит от диаграммы направленности, и чаще всего приводится в отношении к т.н. изотропному излучателю. Это что то типа сферического коня в вакууме, т.е. излучатель, со сферической диаграммой направленности, который во все стороны излучает одинаково. Чем более антенна направленная, тем выше дальность связи, но(!), только в направлении "направленности" антенны, а во всех остальных направлениях дальность связи меньше.

Поэтому выбирая антенну с максимальным Ку нужно понимать, что в каких то направлениях связь будет лучше, а в каких то хуже. Т.е. если автомобиль стоит в степи горизонтально, то высокий Ку здорово, а вот если он среди холмов или стоит не горизонтально, то высокий Ку только во вред. Если интересно про диаграммы направленности поговорить, то можно обсудить.

В общем в большинстве случаев нам оптимальны антенны 1.4-1.6 м. Для тех кому жалко дырявить крышу по центру, я бы рекомендовал антенну на магните ML-145. только нужно учесть, что как правило настроены они на нижнюю частоту указанного в ТТХ диапазона, т.е. где то на 25 с чем то МГц. Без КСВ метра не обойтись. Проще всего пилить штырь, но я сторонник укорочения катушки. На своей убирал 1-1.5 витков. Настраивать обязательно в чистом поле, что бы не учитывать отражения от препятствий. Антенну радиоприемника тоже лучше убрать или открутить. Настройкой нужно добиться КСВ=1, т.е. что бы стрелка не отклонялась при переводе радиостанции на передачу. Если вас будут уверять, что это не возможно, не верьте. Люди просто не умеют настраивать.

Обсуждения на форуме по теме:

Связь во время поездок

СВ радио

Связь
 
Последнее редактирование модератором:

Kass

Велик и всемогущ!
Модератор
Клубная карта
7 259
798
Пофигатор 1
Москва
#2
Выбор LPD/RPM радиостанции.

Выбор LPD/PMR радиостанции.

В принципе для связи на несколько сот метров сгодится любая радиостанция, но очень часто бывает, что кто то отстал,или не там свернул и все, связи более нет. Поэтому если мы хотим получить уверенную связь хотя бы на 5 км, то нужно выбрать не любую радиостанцию.

Прежде всего нужно учесть, что у нас в стране мощности передатчиков ограничены в этих диапазонах 0.1 и 0.5 Вт соответственно, и для сертификации станций они официально поставляются залоченными или закрытыми по мощности. Чаще всего их раскрывает уже продавец, если это делается программатором. некоторые станции, к примеру Мидланд требуют работы паяльником, - банально убрать оловянную каплю-перемычку, или ее поставить. Большинство раскрытых станций выдают после раскрытия 2-5 Вт. Этого как правильно достаточно в большинстве случаев при правильной и настроенной антенной.

Далее я бы предложил обратить внимание на длину антенны и ее крепление. Я бы рекомендовал не вестись на пластиковые несъемные обрубки. Лучше, если антенна будет длинной порядка 17 см (1/4 длины волны) и обязательно съемная. В этом случае на машину можно установить съемную антенну на магните и существенно увеличить дальность связи при необходимости.

Из того что есть на рынке в лидерах Vertex, Yaesu, Icom, но они как правило предназначены для профессионального применения и довольно дороги. Для любителей несколько избыточны. Для наших нужд я бы рекомендовал посмотреть на продукцию Vector. Их хоть и собирают где то в Китае, как и Кенвуды, но качество и параметры на высоте. Наиболее не убиваемые Vector VT-44 Military, наиболее популярные Vector VT-44H.

Лично я со временем захотел станцию немного покомпактнее и полегче, ибо летом ее приходится таскать на майке. Выходить из машины без рации не стоит. нужно в себе просто выработать привычку, работать со стропой или лебедкой только с рацией. Поэтому последним моим выбором стали VECTOR VT-47 Ultra. В этой малютке 4-5Вт мощности, нормальная антенна и мощный Li-Ion АКБ 1500 мАч. В общем заряда хватает на весь день работы без проблем, а если не много работать на передачу, то и на пару дней.

Вот кстати в последней поездке Ден меня запечатлел за работой с лебедкой, когда вытаскивали Раптора. Фотка кликабельна.



Видно, что рация висит на майке и не мешает работе, при этом я в курсе происходящего и на связи. Кстати радиоуправление лебедкой тоже очень классная штука. :good: Проводный пульт наверное при необходимости не сразу и найду в машине.

К Векторам в комплекте идут проводные гарнитуры, поэтому можно повесить станцию где то на пояс, и говорить при помощи гарнитуры. Но в машине рация на поясе мешает. Зимой же это удобно. Ну и еще есть множество различных гарнитур дополнительно на выбор. У меня в основном дополнительные типа ларингофонных под шлем. Используются на снегоходах или квадриках. В машине применения пока не нашел.

Надеюсь мой опыт кому то пригодится. оставайтесь на связи. ;)
 
Последнее редактирование модератором:

stm

Активный участник
864
153
Stable of Broncos....
Moscow
#3
Kass - это что, чей-то репост? Нужно править однако!!!

Везде по тексту поправьте плз не RPM, а PMR этот стандарт называется! Весь диапазон лежит на 446 МГц. Разрешен у нас малой мощностью.

Также есть еще один безлицензионный стандарт - FRS/GMRS. Используется в штатах, на все 22 канала, мощности там 0,5-1 Вт, диапазоны 462 и 467 МГц. Соотвественно у нас это дело не лицензировано, так как высокая моща и попадают они прямиком в область "интересных частот":), но упомянуть об этом нужно, ибо станций навалом и многие их успешно юзают.

На тему 144 МГц - формально станции в этом диапазоне работают на 136-174 МГц, что то же далеко не лицуха, только полоса 144 МГц выдана профессиональным радиолибителям с разрядом.

Хотелось бы еще отметить недорогую, прикольную станцию Roger KP-60 - миниатюрная двухдиапазонка 136-174 и 430-470 МГц, 5 Вт в пике, прямой ввод частоты, нормальная батарея, возможность работы на двух диапазонах и куча еще over 9000 всяких плюшек, фишек, настроек. Китай, но вроде пашет за двоих:)

Если нужно - выложу канально-частотный план на LPD, FRS/GMRS, PMR.
 

Kass

Велик и всемогущ!
Модератор
Клубная карта
7 259
798
Пофигатор 1
Москва
#4
Kass - это что, чей-то репост? Нужно править однако!!!
Нет не перепост. Писал просто из головы, пытаясь максимально кратко все разложить по полочкам. Писал быстро, поэтому должны быть ошибки, и разумеется их нужно править.

Везде по тексту поправьте плз не RPM, а PMR этот стандарт называется! Весь диапазон лежит на 446 МГц. Разрешен у нас малой мощностью.
Исправил. Частоту просто округлил, по диапазону. Если важно, исправил.

Также есть еще один безлицензионный стандарт - FRS/GMRS. Используется в штатах, на все 22 канала, мощности там 0,5-1 Вт, диапазоны 462 и 467 МГц. Соотвественно у нас это дело не лицензировано, так как высокая моща и попадают они прямиком в область "интересных частот":), но упомянуть об этом нужно, ибо станций навалом и многие их успешно юзают.
Диапазонов на самом деле много, и можно взять ресивер типа FT-857 или 897 и работать вообще в довольно большом диапазоне, но это не актуально для нашего форума. Это же не форум радиолюбителей. Я старался не давать лишней информации. Только что выбрать из необходимого и не более.

На тему 144 МГц - формально станции в этом диапазоне работают на 136-174 МГц, что то же далеко не лицуха, только полоса 144 МГц выдана профессиональным радиолибителям с разрядом.
Это диапазон антенн и радиостанций. Я занимался получением частот на этот диапазон для силовых структур и на края этого диапазона разрешения не получить. Я не стал о нем распространяться, т.к. и не бюджет и разрешения потребуются. Ну не в тематике форума.

Хотелось бы еще отметить недорогую, прикольную станцию Roger KP-60 - миниатюрная двухдиапазонка 136-174 и 430-470 МГц, 5 Вт в пике, прямой ввод частоты, нормальная батарея, возможность работы на двух диапазонах и куча еще over 9000 всяких плюшек, фишек, настроек. Китай, но вроде пашет за двоих:)
Понимаешь ли в чем дело, обычно все это интересно радиолюбителям. Для профессионального применения нужно минимум органов управления. Ну к примеру охрана, маршалы на трассе, связь в колонне... Если им дать станции с множеством функций, то они ковыряясь в станции от нечего делать приводят ее в практически не рабочее состояние, и потом нужно искать, что они там включили или напрограммировали. В общем мы в свое время отказались от таких станций.

Представь, что ты пишешь для людей, разбирающихся в связи, как ты в хлопкоробстве. ;)

Если нужно - выложу канально-частотный план на LPD, FRS/GMRS, PMR.
Ну чисто для справки можно.
 

Gorbat

Администратор
Модератор
Клубная карта
2 209
393
Dodge Journey 3.6 AWD
Lost in the woods
#5
Прочитал, инетерсно как раз выбираю LPD\PMR, думаю взять такой комплект,

Радиостанция портативная Midland G9 (LPD-PMR)

Добавлено через 1 минуту
Или всё таки взять VECTOR VT-47 Ultra ?
 
Последнее редактирование модератором:

*delete*

Старожил форума
1 014
62
Москва
#6
Gorbat, взять 2 таких :)

Носимая радиостанция Sky-Com SC-R702 LPD, PMR 400-470МГц
 
Последнее редактирование модератором:

Kass

Велик и всемогущ!
Модератор
Клубная карта
7 259
798
Пофигатор 1
Москва
#7
Прочитал, инетересно как раз выбираю LPD\PMR, думаю взять такой комплект,

Радиостанция портативная Midland G9 (LPD-PMR)
[/quote] У меня была пара таких. О... Ultra ?[/quote] Ну или 44Н или 44 Милитари.
 
Последнее редактирование модератором:

*delete*

Старожил форума
1 014
62
Москва
#8
Kass, эээээ, у меня с точностью до наоборот, G9 отличные станции, отработали на морозе -30 весь день, все остальное сдохло. речь разбирается великолепно. единственное, порой в машине при движении не хватает громкости.
 

Kass

Велик и всемогущ!
Модератор
Клубная карта
7 259
798
Пофигатор 1
Москва
#9
Kass, эээээ, у меня с точностью до наоборот, G9 отличные станции, отработали на морозе -30 весь день, все остальное сдохло. речь разбирается великолепно. единственное, порой в машине при движении не хватает громкости.
На морозе они все работают. Все зависит от типа АКБ. Разборчивость? Так это ты слышишь других отлично, но не в курсе как слышно тебя. Я частенько эти рации отдавал в "глухие" экипажи, и вот разборчивость и качество модуляции ахтунг. Приходится переспрашивать. Отличить в эфире, принимаешь ты Мидланд или Вектор элементарно. Как говорится, почувствуйте разницу. ;)

Антенны не полноценные и жесткие. Заменить на нормальную не представляется возможным. Для диапазона 70 см 1/4 длины волны 17.5 см. Замерь антенну у Мидланта. Она короче, а значит с удлиняющей катушкой и Ку меньше. В итоге дальность связи значительно меньше. Из практики в лесах Шушмора дальность уверенной связи до 1 км. Что то пробивается сквозь шумы - до 2 км, по трассе 2-3 км. У векторов соответственно 3 и 6 км, по трассе 5-8 км.

Шасси у Мидланда пластик, корпус из дешевого пластика, у Вектора дюралевый, и корпус из ударопрочного пластика. Вектор влагозащищен. У Мидландов на экране пух от пуховика, после того как они в кармане положили. Про влагу лучше и не говорить.

Теперь смотрим цены и удивляемся, ибо за пару Мидландов можно купить два Вектора. Тогда в чем смысл? Если Иесу и Вертексы дорогие, то понятно, но вот тут как то сравнение не в пользу Мидландов.

Добавлено через 44 секунды
А можно перечислить "все остальное"?
 

*delete*

Старожил форума
1 014
62
Москва
#10
а давайте устроим небольшой тест на ближайшей встрече.
 

ofdm

Участник
37
0
Москва
#12
Интересная тема. Подумываю поставить КВ станцию к себе в машину, дабы слушать дальнобойщиков на трассе. В связи с этим несколько вопросов.
1. Есть ли какие препоны со стороны таможенников при пересечении границы с Украиной, стран, входящих в Еврозону, ну и, скажем, Черногории с Хорватией? А также интересен момент отношения к машине с антенной на теле наших инспекторов ДПС. В Москве не придираются? А на периферии? А не подъедут какие дядьки на машине с вопросом: "Типа, мы померяли своими приборами, от вашей машины идет излучение выше допустимого"?
2. У кого какая станция(У всех Алан?) стоит и какая антенна и почему?
3. Мощность, наверное, имеет значение для передатчика а как быть с приемной частью станции? У нее, ведь, тоже свои характеристики есть. Типа - чувствительность, селек­тивность по соседнему каналу. Или брать в расчет только мощность передатчика а чувствительность применика у всех одинакова?
4. КСВ(Н?) мерять каким прибором?
5. Ну, купил я станцию и антенну, теперь хочу встроить все это хозяйство в свой аппарат своими руками - наверняка есть нюансы. Куда лучше воткнуть саму станцию, чтобы и удобно было с ней работать и она сама работала хорошо? Я так понимаю, надо исключать всякие наводки по питанию и электромагнитные помехи? Куда антенну на крыше - прямо по центру? Сверлить ничего не хочу, значит, насколько я понимаю, надо либо магнитом крепить, либо на рейлинг прицепить? На магните она хорошо держится, не оторвет боковым ветром, или дождем, или градом, или дождем с градом? Пернатые как относятся к антенне и проводке по крыше в отсуствие хозяина?
6. Сразу встает вопрос - между станцией и антенной должен быть кабель, какой длины, как и где его лучше проложить по машине, как этот кабель и сигнал, который в нем побежит отнесутся к тому, что кабель будет дверью сдавливаться?
7. Объясните на пальцах. А почему именно в открытом поле надо мерять КСВ? КСВ, насколько я понял из википедии - это отношение суммы падающей волны и отраженной к разнице падающей и отраженной волн. Ну сгенерировал это КСВ-метр волну в антенну, она отразила часть обратно, он померял соотношение падающей и отраженной волн, причем тут окружающее антенну пространство, если замер осуществляется внтури цепи? Вам же померять параметры системы надо а не сигнала, который приходит на антенну.
8. КСВ или КСВН?
9. Этот самый КСВ(КСВН), наверное, надо и при подключении кабеля мерять? Или не надо? Кабель, ведь, хоть и имеет определенное волновое сопротивление, его характеристики будут меняться от его длины. Возможно и от того, как он уложен? Вообщем, в каких точках/местах и как мерять КСВ(Н)?
10. Антенна легко разбирается, без вандальных операций и прямо в ней можно отрезать кусок провода катушки и потом все это легко собрать без потерь в характеристиках?
11. Что есть Ку антенны?

Пардон, что столько глупых вопросов, хотелось бы пройти эти вещи своими руками. А то теория теорией а если кто это все своими руками делал да на своего бегемота ставил, было бы неплохо услышать мнения.
 

Lincoln_1

Активный участник
1 414
23
Москва
#13
Я взял мидланд 100, он со штекером для прикуривателя, положил в бардачек между сиденьями, антена сантиметров 30 на магните, сначала не ловила ничего, потом подкрутил винтик под колпачком, стала ловить дальнобойщиков в прямой видимости, что мне вполне достаточно, на границе украинский таможенник попросил выключить до выезта с поста, итого 3000 рублей, минимум переделок, возможность общаться с фурами чтобы проще обгонять, пригодится на покатушках, наверное еще можно найти применение, можно все убрать или переставить в любую машину, наверное самое оптимальное соотнощение полезность-стоимость.
 

Kass

Велик и всемогущ!
Модератор
Клубная карта
7 259
798
Пофигатор 1
Москва
#14
В связи с этим несколько вопросов.
...
1. Нет.
2. У всех разные. У меня Мегаджет.
3. Чувствительность приемника. Обычно порядка 0.2 мкВ.
4. КСВ метром.
5. Станцию куда душе угодно. Антенну в идеале в центре крыши. На магните держится хорошо. Я ставлю вплотную к переднему релингу таким образом, что корпусом катушки она на него опирается. Не только не сдувает, но и ветками не сбивает.
6. С магнитной антенной он в комплекте. К врезной любой с волновым сопротивлением 50 Ом и диаметром 4-5 мм.
7. Потому что отраженная от предметов волна будет сбивать с толку.
8. КСВ.
9. КСВ метр включается между радиостанцией и кабелем антенны, когда все подключено.
10. Относительно легко.
11. Коэффициент усиления.
 

ofdm

Участник
37
0
Москва
#15
2. Антенны все одинаковые или есть предпочтения? Хотелось бы модель услышать.
4. Марка КСВ-метра?
6. А кабель как проложен, физически где идет? По стыку с дверю идет или отверстие где сверлили? 4-5мм прилично, дверью не перережет?
7. А как будут влиять тогда всякого рода помехи и сигналы принимаемые антенной помимо этой отраженной от предметов волны? Все-таки КВ-волны можно издалека принимать. Можете вместе с отраженной принять станцию какую.
12. Как вы учитываете диграмму направленности при настройке и установке? Это же вроде как штырь, у него диаграмма направленности должна быть во все стороны? Она где-то указана?
 

Kass

Велик и всемогущ!
Модератор
Клубная карта
7 259
798
Пофигатор 1
Москва
#16
2. Антенны все разные. Выбор зависит от задачи. Если не хочется сверлить крышу, то ML-145. Мне больше нравится от Оптим.
4. Какая разница? Любой, который работает на 27 МГц.
6. Проложить так, что бы дверью не перебить. У меня под уплотнителем проходит.
7. Будет врать в бОльшую сторону.
12. Она учитывается правильной установкой антенны.
 

ofdm

Участник
37
0
Москва
#17
12. Не совсем понимаю. Диаграмма напраленности штыря, насколько мне известно, одинаковая во всех направлениях, т.е. круговая. И как это можно учесть при установке ее на крышу? Куда на крыше не ставь перендикулярно крыше, везде должна вкруг себя брать с одинаковым коэффициентом усиления.
 

Kass

Велик и всемогущ!
Модератор
Клубная карта
7 259
798
Пофигатор 1
Москва
#18
Диаграмма напраленности штыря, насколько мне известно, одинаковая во всех направлениях, т.е. круговая.
Только при правильной установке, и только для относительно коротких антенн. На самом деле все значительно сложнее. Вот к примеру диаграммы направленности правильно установленных антенн, штырь которых установлен на проводящую поверхность и перпендикулярен ей:



Если антенна стоит где то на бампере, крыле, рейлинге, то ее диаграмма направленности далека от представленных на рисунке.
 

hunter

Старожил форума
4 362
174
Ford Bronco 1994
Вологда
#19
12. Не совсем понимаю. Диаграмма напраленности штыря, насколько мне известно, одинаковая во всех направлениях, т.е. круговая.
На диаграмму будет влиять всё: пимпочка для красоты на конце штыря, конусность штыря, способ фиксации штыря, наличие пружины между штырём и согласующей частью, форма согласующей части и основания. Чем всё проще и ровнее, тем лучше.

Поэтому 40 каналов в станции или 480, для вас особой разницы не будет. Скрее всего чем меньше каналов в станции, тем будет лучше, ибо полоса ВЧ тракта будет поуже.
Полоса станции не меняется, каналы создаются маленькими сдвигами от основных каналов и сужением полосы модуляции, что приводит к потере дальности. Имеет смысл в сильно зашумленном эфире. Таки не наш случай.

Диапазон 136-174 имеет полосу на 144 под разрешения для радиолюбителей (не только профессиональных, но и тех, кому не лень разрешение получить). Есть НО! Обнаружение представителями закона запрограммированных на передачу каналов вне полосы 144 сильно не порадует претензиями со стороны закона. :( А фиксация выхода в эфир будет полной жопой.

Пропустили ещё один диапазон LB 28-52, но это не для частников. Там все частоты расписаны, цены на девайсы не порадуют, мобильные станции размером антенн сильно напрягут. Но какая там дальность! Мобил-мобил до 15 км, мобил-авто до 30 км, авто-стационар до сотки от местности!
 

stm

Активный участник
864
153
Stable of Broncos....
Moscow
#20
А фиксация выхода в эфир будет полной жопой.
Проблема не зафиксировать - проблема отождествить факт фиксации с конкретной станцией и субъектом. Да, есть скоростные пеленгационные комплексы до нескольких пеленгов в секунду, есть пеленгаторы с "третьей координатой" - что б локализовать допустим нарушителя по высоте (например, в многоквартирном доме). У всех пеленгаторов точность +- метр и даже бывает меньше. Все пеленгаторы есть в мобильном и стационарном варианте... Все это хорошо и круто, но позволяет отслеживать, логировать и вращать потом всякие мощные (и не очень) домашние, подпольные радиостанции, пиратов, целенаправленных вредителей на закрытых каналах и т.д. Но я плохо представляю, что бы можно было с использованием вышеописанной техники накрыть человека с переносной станцией, который вышел в эфир на короткое время - ну записали лог, мощность, время, координаты, аудиозапись передачи - что дальше? Вызываем в это место наряд и пеленгационную передвижку - а там что? - а ничего - выясняется, чел уже ушел/уехал или там толпа народу и что всех поголовно раком ставить? Ну поставили - нашли допустим 5 передающих устройств на этот диапазон... Опять, что дальше - все типа я не я и лошадь не моя... Обладание такими РУ совершенно законно - незаконен факт передачи (или передачи мощностью свыше установленной), либо использование определенного круга скремблеров (нас это скорее всего не коснется ибо армейский скремблер с ЗАС-гаммой какой-нить достать проблематично в 100-кратном размере и за это турма и измена Родине со всеми вытекающими... Кто понял, про что я - тот понял, кто не понял - тому все равно не нуно:)...).
Вышеописанный механизм - жуткий гимор и затратно - юзается, только если помеха РС постоянна или многократно периодична. Во всех остальных случаях самое худшее - лог останется на какое-то (пусть даже длительное время) в системе радиоконтроля ГКРЧ...
Все залеты простых юзверей РУ - это дичайшие случайности и ярчайшие ляпы самих индивидов. Например, ехал по трассе, трындил на не той частоте - час ехал и случайно проехал прямо непосредственно рядом с мобильным постом радиоконтроля с группой захвата в придачу (что уже по себе равно 0,00001) и вот прямо счас он-лайн, реал-тайм его тормозят, берут, подходят к машине, а он сидит и прямо при них нажимает тангенту и продолжает говорить:))) Маразм же... Либо кто-то где-то сам признается, что передавал на таких частотах и подпишется....
Обращаю внимание - что слушать эфир МОЖНО на любых частотах - хоть ментов, хоть еще кого - и включенная станция на неправильных частотах НЕ является доказательством того, что ты только что с нее вещал и НЕ является нарушением вообще! Радиосвязь по умолчанию не является секьюрной - и тот, кому нужно закрытие - юзает скремблирующую технику - вот если ты каким-либо образом можешь прослушать ГОСУДАРСТВЕННЫЙ скремблированный канал, образованный всякой там сертифицированной аппаратурой (спи...л девайс, взломал алгоритм (и не надейся, тонка твоя математическая извилина:)- вот тогда к тебе возникнут неиллюзорные претензии...