Отчёт В Чердынь из Перми!

KRNL

Участник
43
6
Ford Expedition 1997
Пермь
#1
Время летит неумолимо.
Вроде только-только я купил своего Тепловозика, а ведь было это уже 4 года назад.
Да, после ВАЗа, эта техника была сплошной загадкой.
Да, старая пневма, которая бабахает в самом неожиданном месте, попила крови.
И тем не менее, вся семья со страшной силой любит этот вальяжный полноприводный "автобус", как его обзывают завистники.
В не вполне удачном в плане финансов 2017 г. Тепловоз больше стоял, чем ездил: то одно, то другое.
Под новый год - переезд в новый дом, последняя ходка с вещами - взрывается "родная" подушка пневмы.
Но тяга к приключениям неумолима.
Рокавто присылает подушку, шаровые, рычаги.
В пермском "Янки-Авто" всё это устанавливается на место и Тепловоз готов везти нас хоть на край света.
Примерно туда мы и поехали.
кщгеу.png

Сообщение автоматически объединено:

Зная нашу привычку поспать подольше на первый день я ничего особо не планировал.
К тому же весь край завалило снегопадами, зима как-будто решила добрать свою норму за первую декаду марта. Поэтому на экстримный трек Соликамск - Красный Берег - Золотанка - Вая - Красновишерск я решил забить, т.к. всадить трёхтонного Тепловозика с тремя детьми на борту в колею в двухстах км от ближайшей базовой станции как-то страшновато.

Так что пока едем очень лайтово, просто в Чердынь погулять.
Ну, а по пути заезжаем во всякие ништячные места.
С собой взято:
хайджек - 1 шт.
лопата - 1 шт.
топор - 1 шт.
лампа 9007 - 1 шт.
канистра - 1 шт.

обязательное НЗ:
котелок костровой - 1 шт.
спички, зажигалка
одеяла - 2 шт.

Экипаж: я с супругой и три спиногрыза 10/7/2 года.

Главное, что сделали в "Янки" - разбудили закисший актуатор на переднем редукторе, чем восстановили полный привод, умерший 2 года назад и в городе и на трассе не нужный.
Я его давай вчера тестировать вечером перед выездом, а он включается рандомно, один раз из пяти. Расстроился.

Окей, утром поменяли перегоревшие лампы в фарах, и в 11 часов двинулись на Чусовой. До Чусового дошли спокойно, в основном на круизе, 88 км/ч. Средний расход - 13,2.
Не доезжая до Чусового, перед Калино, справа, есть кафешка "Витязь", или же "Красная крыша". Всегда там питаюсь, пятерых накормили за 650 руб.
"Девятипроцентный" тягун в городе, наконец-то, закатали асфальтом как надо, впервые за 15 лет.
Из Чусового мы решили ехать в Каменный Город.

https://uraloved.ru/mesta/permskiy-krai/kamenniy-gorod

Паркуясь на обочине у начала тропы на вершину провалился правым боком в канаву. Привод, как по заказу, не включился. Супруга немедленно закатила истерику в духе "ехали отдыхать, а будем опять полдня копать, как же ты достал со своим недоджипом". Актуатор, ясно-понятно, не включился. С досады бросаю машину "как есть" и мы идём на вершину.

В Каменный Город, конечно, надо ездить в бесснежное время. Осенью или весной. Сейчас там, конечно, красиво, но мне зимний Урал уже поприелся за полгода шараханий из конца в конец на казённой Ниве.

Вернулись к машине, пока она стояла, вилка актуатора воткнулась куда надо и я выехал сразу же. Как же я отвык от этого чудесного чувства, когда гребут оба моста!

Из Каменного покатили в посёлок Юбилейный, по слухам, самый депрессивный посёлок в Пермском крае.

Пока катались по посёлку, решили срезать по чищеной заброшенной улице. В 20 метрах от перекрёстка с улицей Ленина увидел небольшой перемёт. Ну, я ж на джипе, у меня актуатор починили. Сунулся тихонько, вроде прёт. Ну, чо, газанул, чтобы пролететь сходу. Полетел. Ну и влип, очкарик! Перемёт-то оказался глубиной в колесо. Сижу. Дверь не открывается - снег. Ford Expedition на переднем редукторе лежит, отдыхает. Кое-как вылез из машины. Копать - не перекопать. В прошлый раз это заняло часов пять.

Ну и чо. Я же с хайджеком. Я крутой. На завалинке брошенного дома валяются хорошие половые доски. Поднимаю колёса по-очереди. Подкладываю. Газую. Проезжаю 30 см. И ещё раз. И ещё. Познакомился со всеми местными бабками. Цокают языками. За час выехал. Классика получилась, как с сенд-траками, практически. Передок рвёт доски, зад почти в воздухе. И так вот победил. Понравилось.

Ну и ладно, мы же лайтово едем. Вернул доски на место. В обход ездить западло. Решили ехать дальше, на Широковский, по зимнику. Подумаешь, 20 км. Нашли еле-еле нужный отворот. Везуха! Зимник прогребён уже после снегопадов! Но по нему прошёл грузовик и местами подрезал кромки в колею. Но я уже вошёл в раж, актуатор проснулся в полную силу, 4х4, без всяких там. Газу до отказу и штурмуешь. Главное - скорость не терять. Под горку он вообще сам едет, лишь бы бортами гребни не цеплять.

В Широковском удивительная плотина, огромной высоты. Мост уже в нижнем бьефе, полностью деревянный. Весь в снегу. Ладно, чего уж. Экипажу отстегнуться, двери разблокировать, окна открыть. Едем. Дырка! Кирпичей на пристрой нового дома точно отложил, но благополучно форсировал.

Ну, а дальше уже не так интересно, Широковский - Шахта - 10 км. - Углеуральский - Яйва - Березники - Соликамск.

За Яйвой на спуске, смотрю, отворот в лес. Стоит какой-то внедор. Темно уже, восемь часов. Сначала пролетел, но через 100 м остановился. Ну как бросить такого же друга-по-лопате. Вернулся, остановился. Патриот. Вокруг бегают муж с женой и ребёнком, все с лопатами. Патрик вообще у них как-то задком на отвал заехать смог, а они гребут на 10 м вперёд зачем-то. Съезжать к ним с дороги - капец как ссыкатно. Ору "помощь нужна?". Может, думаю, трос у него или даже динамика есть - так дёрну с асфальта. "Спасибо, ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК, ДАЙ БОГ ТЕБЕ ЗДОРОВЬЯ, НАМ И ТАК ХОРОШО". Уазоводы, чего с них взять.

Дороги через Кизел в Березники снежные, но довольно ровные. Учитывая ещё и полумёртвые амортизаторы на передке, катимся даже с комфортом, только на "стиралках" пробирает. Забомжевались в гостинку в Соликамске, дети засели... в джакузи.

После копания расход стал 16,5. Пока пилил до Соликамска, кое-как согнал до 15,5. Дороги отличные, но снега на асфальте много.

На следующий день решаем подняться на Ветлан.
20180308_152902.jpg 20180308_154020.jpg 20180308_152753.jpg 20180308_170252.jpg
Сообщение автоматически объединено:

Посёлок Юбилейный был отстроен в1957 году, причём с размахом - вокруг слободки из деревянных избушек 19го века возвели целый городок из северо-хрущёвских домов. Садики, почта, универмаг, котельная, школа.

В 2000м году ВНЕЗАПНО оказалось, что копать уголь, как 200 лет до этого, уже не модно, РФ же на ветряки и генераторы биоматериалов перестраивается, шахту, из-за которой вся эта радость жизни была отстроена, закрыли к едрене фене и приветик.

Кровавый режим тогда ещё/уже не был слишком уж кровавым, всем предложили жилищные сертификаты. Большая часть дееспособного населения "села на трактора" и свалила в более лучшие места. Типа Кизела, наверное. А куда ещё шахтёрам ехать-то?

Неважно, что Кизеловский угольный бассейн признан убыточным и теперь весь этот кластер Кизел - Губаха - Гремячинск десятилетиями находится в медленной агонии.

Это, вашу мать, не в Йокогаму за продуктами съездить на мотороллерчике. Когда в Перми ещё -30, в Юбилейном уже все -40.

В итоге, сейчас в посёлке живут одни бабки и поехавшие. Например, вот мальчик, который ходит в брошенный дом прыгать сальто с балкона второго этажа.

Пятиэтажки понемногу разбирают: вытаскивают арболитовые перегородки, панельные дома просто разбирают до фундамента, а деревянная слободка в центре посёлка, ровесница Ленина, стоит как стояла.

Ходят бабки, таскают сухари курам и свиньям из "живых" домов в сарайки на окраине. Чьими-то стараниями в посёлке несколько раз останавливали котельную, но народ выжить не удались - пережили все отключения. Сейчас поставили новенький, с иголочки, контейнер-сендвич "Фельдшерско-акушерский пункт". Два частных магазина. Школа работает.

Местный пацан побежал за нами, чтобы поймать свою собаку ("вдруг она вас покусает"), а потом показал, как он умеет делать сальто с балкона второго этажа в сугроб.

Самая что ни ни на есть модель поселения после "БП", им только вместо бляшек, как в "Кыси", надо сразу на крышки от "Балтики" перейти после выборов и картина будет полной.

Раньше у них ещё ИТК была в бывшем здании шахтной управы, так зека тоже всех эакулировали из посёлка. Вот если Кизел - город прошлого, в котором сталинки стоят с заколоченными окнами, если Кунгур застрял в 19 веке, то Юбилейный - посёлок нашего будущего, которое для одного отдельного нас. пункта наступило в полном объёме.

Жуткое место. Рекомендую. А самое яркое впечатление осталось от теру-теру-бозу, Я НЕ ШУЧУ, настоящих теру-теру-бозу, японских бумажных/тряпичных куколок, которые вешают на крыльцо "на погоду", и которые кто-то развесил на ветвях по обочине дороги, которая ведёт вдоль всего посёлка. Их там не меньше сотни, маленьких тряпичных куколок, мерно качающихся на ветвях придорожных берёзок на ветру. Картина, достойная пера Стивена Кинга. Выхода нет.
20180308_163236.jpg 20180308_163316.jpg 20180308_163433.jpg 20180308_163715.jpg 20180308_164314.jpg 20180308_164319.jpg 20180308_164658.jpg 20180308_175224.jpg 20180308_181001.jpg
Сообщение автоматически объединено:

Намаявшись с заселением в гостиницу и уходом за мелкой, заснули, да так, что утром из Соликамска мы выдвинулись только в одиннадцатом часу. Поехали напрямки в Красновишерск.

Надо отметить, что в Красновишерск из Соликамска ведут две дороги: древний тракт, через настоящую столицу Биармии, Перми Великой - Губдор, и ординарная современная прямая дорога.

Древний тракт зимой разорван нечищенными участками, хотя до сих пор соединяет часть деревень с цивилизацией, проехать по нему не получилось.

Поэтому мы проехали 100 км по асфальту и решили залезть на Ветлан. Это такая скала над Вишерой чуть выше Красновишерска. Две их, Ветлан и Полюд, причём на Полюде - наша десятикиловаттная телерадиостанция, а на Ветлане ничего нет. Но на Полюд зимой пешком подняться крайне тяжело, даже смена станции работает там вахтой в неделю, а вот Ветлан раньше был вполне посещаем.

Впрочем, оказалось, что дорога по берегу реки до лестницы на вершину уже занесена, а лестницу зачем-то снесли. Осталась только пешая тропа по отлогому склону длиной в 2-3 км. И эту тропу почти занесло, после чего её раскатали снегоходами. Идти туда с мелкой, Ведой, на руках полтора-два часа, а потом обратно, было просто неохота.

Поэтому мы поехали обратно в город, свернули на гору Морчаны и благополучно её штурманули на пониженной. Там, конечно, дорогу чистят к новой цифровой телестанции, но метелями её здорово перемело. В итоге залетели на вершину, из-под машины гарью несёт - ппц аж, ну, думаю, поджарил я фрикционы в коробке. А на заднем мосту аж снег шипит.

Расстроился нимношк, но потом всё остыло и стало норм. Похоже, мост пора проинспектировать.
Поболтались около станции, я проверил сработку сигнализации с диспетчерами и поехали вниз. Вниз трёхтонный танчек бежит разве что не на нейтралке.

Погуляли по Красновишерску. Целлюлозно-бумажный комбинат, который строил не кто-нибудь, а в числе прочих сам Варлам Шаламов в первый свой срок в 30х, лежит теперь в руинах. От самового Вишерского отделения Соловецких лагерей тоже ничего уже не осталось. Красновишерск вошёл в новый цикл депрессии.

Искусственный город при грандиозном ЦБК, на бумаге которого печатались Ленин и Сталин, живёт стадиями. Строят ЦБК - отстраивают город. Закрывают Ныроблаг, прекращают лесосплав - город начинает вымирать. Открывают алмазный прииск - город оживает. Исчерпывают - снова вымирает. Находят нефть - снова развивается, ремонтируется. Кончается нефть - опять ломка. Сейчас нефть кончилась, а, скажем, радиактивных металлов в окрестностях ещё не нашли. Всё плохо. Под землёй лежат никем не разрабатываемые уголь, железо, нефть, газ, алмазы, соли, а на земле - руины.

В грандиозном дворце культуры, портал которого отделан по образу и подобию старинного пермского оперного театра, обвалилась кровля, внутри всё мёртво. Во парке дворца - стоит шатёр бродячего цирка шапито, одинокий пони жуёт сено и серит на дорожку.

В итоге немного почистили от снега мемориал Шаламова, возложили цветы и поехали в Чердынь.

В Чердыни успели только найти гостиницу и забомжеваться.
Некогда аванпост русской цивилизации на окраине Европы, Последний Домашний Приют перед Хребтом и землями дикий племён, сейчас просто захолустный городишко на 5 тысяч жителей. В букингах пусто, пришлось искать гостиницу на месте, в итоге по цене суперлюкса в Соликамске удалось снять только вонючий трёхместный номер в бараке. Гостиница уровня "Центральной" в Нижней Туре.

Сама Чердынь чудесная. Обойти её целиком можно за полдня, но все вот эти резные, кованые, кирпичные украшения на зданиях, дореволюционные двери в домах - ровесниках Александра I, повсеместный дымок печного отопления, как 100, 200, 300 лет назад... можно просто ползать по городу и каефовать от погружения. Чердынь - это как Ленинград, только меньше. О Чердыни дальше, а фото - из Красновишерска.
20180309_114624.jpg 20180309_130235.jpg 20180309_130352.jpg 20180309_131219.jpg 20180309_135041.jpg 20180309_135738.jpg 20180309_140144.jpg 20180309_140852.jpg 20180309_151335.jpg 20180309_162547.jpg
Сообщение автоматически объединено:

Когда-то давно ИСТИННЫЕ АРИЙЦЫ изошли из АРИЙСКИХ ЗЕМЕЛЬ и каким-то образом дошли до междуречья между Вишерой, Камой, Колвой и Язьвой.

Понятно и ежу, что в таких краях было ништяков хоть отбавляй, поэтому они тут слегка помесили дикие племена и основали Биармию или Пермь Великую со столицей... Пермь Великая (нынешний Бондюг).

Ну, а раз ништяков полно, сразу начали банчить, как и, скажем, волжские булгары, со всем материком, от Скандинавии до Персии, а главное - с дикарями из Сибири.

Биярмия процветала, став этаким северным Эльдорадо. Копать клады можно и без металлоискателя, если ты не обрыган, и вот уже в 19 веке археологи обнаруживают закладки БИАРМИЙСКОГО СЕРЕБРА где-то недалеко от нынышней Чердыни.

Загнулась Биармия очень просто - Орда отрезала север от юга и банчить стало проблематично.

Свято место не бывает пусто. В 15 веке русские ВОЦЕРКВЛЁННЫЕ приходят в междуречье и постепенно ПРИНУЖДАЮТ К ВЕРЕ местных. Строится первая Чердынь, с кремлём и девами-воительницами. Чердынь, как Хельмову Падь, никакие ОРКИ взять не могут, но как-то раз после пьянки русские сжигают первую Чердынь сами.

Списав все проблемы на НЕНАДЁЖНЫЕ ЯЗЫЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ, Чердынь переносят на 10 км вниз по течению Колвы, немножечко ЛИКВИДИРУЮТ ненадёжных, нарекают СВЯТЫМ МЕСТОМ и аванпост русской цивилизации на будущем СЕВЕРНОМ ТРАНСЕВРАЗИЙСКОМ ТРАКТЕ процветает вновь.

Потом возникает и трансевразийский северный тракт в Сибирь через Чердынь, а потом Пётр Первый придумывает, что неплохо бы взять, да и проложить водный путь "Баренцево море - Печора - Вычегда - Кама - Волга - Каспийское море". Помирает, не сделав, но его идеи разделяет Екатерина-2 (не без помощи местных фабрикантов, полагаю), и работа начинается.

В будущем устье канала возникает деревня... Канава, смета на 400 тыс. руб. (18й век!) начинается осваиваться, однако, ВНЕЗАПНО случается война с османами, и раздуть смету не выходит. В итоге канал запускается в эксплуатацию со всей необходимой гидротехникой, но шириной 10 м, глубиной 2-3. По каналу не могут пройти не то что беляны, но и просто любые суда больше лодки. ПРОВАЛ.

До середины 20 века кто-то постоянно рвётся канал расширить и углубить, но АНГЛИЧАНКА ГАДИТ и все проекты проваливаются. Чердынь продолжает оставаться придорожным городом торгашей.

КОММУНЯКИ решают закрыть проблему раз и навсегда путём ТЕРРАФОРМИНГА и производят серию ЯДЕРНЫХ ВЗРЫВОВ, пробивая новый, улучшенный канал.

Почему-то на третьем взрыве выясняется, что выброшенный из воронок грунт СЛЕГКА ФОНИТ и вместо канала остаётся только широко известное в узких кругах Чусовское Озеро.

Так Чердынь и не становится МЕГАПОЛИСОМ.
А последовательная политика на протяжении трёх веков, выразившаяся в том, что производства открывались по всей округе, кроме самой Чердыни, приводит к тому, что в 2018 году в городе нет домов выше двух этажей. Нет даже хрущёвок, они вырастают в Красновишерске. Нет даже ИТК, т.к. в 40 км от города начинается НЫРОБЛАГ, а восточнее на 40 км - ВИШЕРЛАГ, а за хребтом ИВДЕЛЬЛАГ.

Тем не менее, КРОВАВЫЙ РЕЖИМ не дремлет, и за 80 лет, с 1920 до 2000, население Чердыни прирастает вдвое, достигая пика в 7000 чел.
Но наследники Борьки Бухого не пальцем в подворотнях деланы, и вместе с местными властями, несмотря на то, что Чердынь связывается в конце 20 века прямым автомобильным сообщением с Пермью, за 10 лет ОПТИМИЗИРУЮТ население города НА ТРЕТЬ.

Сейчас тут не убирают снег с улиц - а чего, весной растает. Кругом мемориальные таблички, QR-кодирование, указатели на достопримечательности, один Магнит, одна Монетка, одна Пятёрочка. Храмы, церкви, монастыри стоят как стояли, конечно, уже не 30, как в 17 веке, но СКРЕПЫ В ПОРЯДКЕ. В рамках ДЕСОВЕТИЗАЦИИ всем улицам возвращены дореволюционные названия.

Такой музей 18-19го веков под открытым небом. Рекомендую.
20180309_173032.jpg 20180309_172404.jpg 20180309_175528.jpg 20180309_175535.jpg 20180309_180008.jpg 20180309_180024.jpg 20180309_175421.jpg 20180309_190150.jpg 20180309_174208.jpg 20180309_172319.jpg
Сообщение автоматически объединено:

На сегодня план был тоже довольно простым, но не без доли авантюризма.

Проснулись в десятом часу и со страшной скоростью сбежали из клоповника. Очень повезло, что чердынский краеведческий музей в праздники работает. Зохавав по йогурту покидали вещи в Тепловоз и побежали по утреннему морозу (за ночь надуло -25 градусов) в выставочный зал.

В Чердыни нет теплоцентрали вообще. Совсем. У каждого здания или печи, или котельная. В мороз в городе дымом пахнет везде, запах тебя просто преследует. Довольно непривычно.

Музей действительно богатый и интересный.
После музея сходили в восстанавливаемый Кремль, который, как я уже описывал, представители московского княжества воткнули прямо на месте городища Биармии. Причём, раскопки 20 века показали, что городище не было городком, в понимании гарнизона, а было чем-то вроде святилища. Впрочем, креститель Прикамья Стефан Великопермский и его друганы-прогрессоры такие штуки прям обожали: расхерачить всё, что связано с языческими отправлениями и воткнуть свою часовню/церковь. Из кремля отлично видно Полюд, зимой, покрытый снегом, он чем-то похож на Эльбрус.

В кремле дети восстали окончательно, требуя накормления и согревания. Взяли ништяков в сельпо и поехали рубиться.

Нельзя просто так взять и проехать 300 км от Чердыни до Перми по трассе. Я ж на джипе. Карта сулила некие просёлочные дороги по правому берегу Камы, которые выходят прямо в березниковское Усолье. Единственный тонкий момент - в Пянтеге нет моста. Ну, зима же. Гуглением обнаружилось только одно упоминание о ледовой переправе за 2013 г. В вэка - тишина. Риск - дело блродное.

20180310_133951.jpg
20180310_104534.jpg 20180310_110835.jpg 20180310_113115.jpg 20180310_113256.jpg 20180310_122214.jpg 20180310_122346.jpg 20180310_132521.jpg 20180310_132831.jpg 20180310_132944.jpg 20180310_133951.jpg 20180310_134337.jpg 20180310_141336.jpg
Сообщение автоматически объединено:

О, символы кончились, не даёт дальше писать форумный движок.
 
Последнее редактирование:

enpavel

Участник
326
20
Ford Explorer 1996
Пермь
#2
классный отчётец, молдцы что выбрались.
 
85
11
Ford F-150 2008
Москва
#3
Замечательный отчет!
Знакомые места, прочитал - и нахлынули воспоминания.
Мы тоже как-то прокатились по тем местам, но заходили с севера, со стороны Коми по Якшинскому тракту через Русиново (Петрецово). И далее через Вижай - Валай - Ныроб - Чердынь - Красновишерск - Золотанка - р Улс - р. Кутим - р. Жигалан - Североуральск - Карпинск - Кытлым - р. Косьва - Коспашский - Кизел - Губаха - Чусовой - Пермь.
Вот как это было:

http://www.vnedorog.ru/trip_02042015-1203_северный-урал-из-европы-в-азию-и-обратно

Очень мне тогда Пермский край понравился, надо бы повторить как-нибудь.
 
Симпатии: Понравилось enpavel