Новогодние покатушки по Америке (трафег, многа!)

dwalin

The deathless horsie
2 433
69
#61
Терпение, парни... Из NASA у меня две с половиной сотни кадров, и я их ещё не разбирал особо. :)
 

марат

Участник
640
7
НЧ
#62
Когда разберешь, про следущие новогодние покатушки писать надо будет :D
 

dwalin

The deathless horsie
2 433
69
#64
NASA, часть 1

Собственно в Техас как таковой мы изначально не собирались, а ехали к друзьям в Луизиану, Рождество встречать. Живут они в городишке Shreveport (ну, рядом), который прямо на границе с Техасом на I-20 стоит. Городишко маленький, стыков удобных из СД туда не оказалось, ближайший был в Даллас. Dallas/Fort Worth Airport по совместительству - один из крупнейших хабов American, так что выбора особого не было. А оттуда до Shreveport всего каких-то 200 миль по прямой, как ворона летит - не вопрос, сказали мы, 200 миль это ерунда. Но! Хьюстон в 250 милях на йух, а там Lyndon B. Johnson Space Center, читай - главный американский ЦУП. Оттуда шатлы запускают, оттуда МКС рулят, и вообще. Проехать мимо из-за каких-то 250 миль?! Ну пускай 500, если обратную дорогу считать. Нет, сказал я, так не пойдёт. Гм-гм, сказала жена, но спорить не стала.
Зайдя на сайт JSC, обнаружил, что помимо обычных экскурсий, там есть некий Level 9 Tour стоимостью $85 с носа, гораздо более расширенный по сравнению с обычным. И дата нашлась подходящая: 24 декабря, прямо перед Рождеством. И стык удобный в Даллас нашёлся на 23-е, так что вопрос решился сам собой. Это судьба, подумал я, и забронировал сразу всё, чтобы на всякий случай. В 12 экскурсия, часа в 4 вечера мы оттуда выползаем и ещё часа 4 едем в Луизиану - как раз успеваем на праздничный ужин и всё такое.

Утро 24-го декабря выдалось солнечным и ветреным: вчерашний почти-ураган чуть стих, но дул бодро. К вечеру раздулся настолько бодро, что машину реально сдувало с шоссе, но это я забегаю вперёд. Поскольку экскурсия начиналась в 11:45, мы особо не торопились. Проснулись, слегка позавтракали - в Super 8 завтраков почти нет, типа мюсли и молоко - и неспешно поехали в JSC. Надо было ещё по туристическому центру погулять, сувениров купить и всё такое, после тура времени не будет...







Johnson Space Center расположен на улице (шоссе такое некислое, на самом деле) с незатейливым названием NASA Parkway, почти на пересечении с El Camino Real. Вот по поводу El Camino Real я уже не раз замечал, что это для поселений с испанскими названиями в Америке прямо как улица Ленина здесь, обязательно хоть одна, да есть. Но я отвлёкся. Для туристов построено отдельное немаленькое здание с сувенирами, аттракционами и общепитовским заведением, в котором, по слухам, иногда даже астронавты обедают! Дети, такое услышав, делают стойку и раскрывают глаза по пять копеек. :) Хотя вообще верю, у них там вообще всё гораздо проще, чем здесь. Например, как выяснилось уже позже (точнее, я просто об этом забыл :) в стоимость тура входил обед в этой кафешке - где мы уже позавтракать успели :) - и гиды обедали вместе с группой. А гиды у нас непростые были... Но об этом позже.

Внутри, как я уже сказал, куча всяких информационных стендов, аттракционов и просто выставок:







Конечно, я не удержался и сделал несколько героических фото в стиле "йа тут было" :)





Интересной показалась масштабная модель МКС, сделанная с понятным вниманием к деталям:





В аттракционы типа такого:



мы не полезли, поскольку скоро предстояло увидеть нечто гораздо более впечатляющее. :) Но на модель двигателя шаттла в натуральную величину всё-таки полюбовались:



Собственно, ничего более интересного там и не было. Поэтому мы походили, посмотрели, перекусили в "космической" кафешке и пошли за сувенирами - куда же без них. Сделаны они с умом и юмором и, что характерно, в Китае. :)

Экскурсия, само собой, началась вовсе не в 11:45, а в полпервого, и - с обеда. :) Т.е. мы-то были сытые, но пришлось ждать всех остальных, и стартовали примерно в час. При выходе к автобусам всех фотографируют в обязательном порядке, видимо чтобы знать, кого искать, если что. :) Нас всех погрузили в отдельный вэн марки Форд и повезли на территорию Центра. Ох и огромный он...

Дядька, который экскурсию вёл - к сожалению, я забыл как его зовут - явно работает в NASA очень давно и явно не гидом. Т.е. он по ходу дела выдавал такие детали, которых человек рангом менее руководителя проектов знать просто не может. Это, впрочем, вполне вписывается - люди, покупающие билеты на Level 9 Tour, явно не просто туристы, приехавшие поглазеть на "космос"; только энтузиасты, которым действительно интересна тема, будут готовы заплатить за такую экскурсию. Поэтому отношение к участникам тура совсем не такое, как к обычным туристам. В NASA вообще очень серьёзно относятся к популяризации своей деятельности, а тут прямая возможность донести нужные слова до тех, кому это интересно... Интересно было немногим. Нас было 9 человек - максимум на этот тур берут 12 - с нами был какой-то реднек из Далласа; молодая семейная пара из Бельгии; ещё одна молодая пара, не знаю откуда, но на лицо арабы и говорили по-арабски - девушка, судя по всему, по-английски не понимала совсем и ей муж переводил; и мама с пацаном лет 14-15 на вид (младше 14 лет не пускают), единственные кроме реднека американцы на экскурсии. :) Одеты были совсем скромно, видно было, что люди, мягко говоря, небогатые... И понятно, что эта экскурсия - мамин подарок сыну на Рождество. У парня горели глаза и он всю дорогу не отлипал от гида, забрасывая его вопросами - а гид отвечал на все, очень серьёзно и обстоятельно. Честно сказать, я пацану позавидовал - мне бы в мои 14 вот на такую же экскурсию в ЦУП или Звёздный, и чтобы серьёзный дядя с 30-летним стажем отвечал на мои вопросы... Кто знает, может быть из этого пацана вырастет астронавт, или конструктор марсианского корабля. Но гид сделал всё, чтобы этот огонь в глазах разгорелся ещё больше.

Собственно, первым нашим пунктом была Sonny Carter Training Facility Neutral Buoyancy Laboratory, или по-русски тренировочная лаборатория нейтральной плавучести имени Сонни Картера.

А вот наш гид на фоне плаката, рассказывающем о человеке, в честь которого названа лаборатория:



Кто такой Сонни Картер? Честно, до этой поездки я даже не слышал о таком, но когда услышал, просто не поверил. Этот парень в школе был Eagle Scout (самый крутой "разряд" у скаутов), потом капитаном и лучшим игроком институтской футбольной команды - по европейскому футболу, что интересно! - защитил диплом бакалавра наук по химии, потом переучился на медика. Поступил служить на флот судовым врачом, отслужил несколько лет и решил переучиться на пилота. Закончил лётную школу, стал пилотом-истребителем и летал на F-4 Phantom. Этого ему показалось мало, он поступил в элитную школу морской авиации TOPGUN, которую с успехом закончил, а потом ещё доучился на лётчика-испытателя. И этого ему показалось мало, поэтому в 1984-м он подал заявку на переквалификацию в астронавта NASA и был принят - и не просто астронавтом, а в отряд спецподготовки для работ в открытом космосе. В 1989 летал на шатле с миссией STS-33 и "намотал" 120 часов вне шатла. Был назначен на миссию STS-42, но в 91-м году погиб в авиакатастрофе всего-то на 45-м году жизни.

Как по-вашему, такие люди бывают?

Да, вернёмся к лаборатории.





Собственно, основная её часть - это небольшой такой бассейн размерами 60х30 метров и глубиной 12 метров. В нём помещается полноразмерный макет грузового отсека шаттла, МКС и различного оборудования, на котором астронавты отрабатывают работу в невесомости.

Вот наш гид рассказывает про макет шатла:



А вот макет МКС:



Плакаты, показывающие скафандры астронавтов и водолазов, которые обеспечивают поддержку:







А вот собственно бассейн, как он виден с обзорной площадки через окно. Стекло сильно бликует, поэтому видно не очень хорошо...













Плакат, посвящённый астронавтам, погибшим в разные годы на разных миссиях. Они тут все: трое в Apollo 1, семеро в Challenger и семеро в Columbia.



Такие плакаты я видел во всех лабораториях, где мы были.
 

игрок

Старожил форума
5 612
71
F-150 '06
рига
#65
о! первое за 4 года документальное подвтерждение существования двалина! круто :)

оч. интересно! отличный отчет
 

dwalin

The deathless horsie
2 433
69
#66
игрок,

а вот и врёшь, на предыдущей странице в синей куртке над гранд-каньоном мелким шрифтом в углу страницы - это тоже я! :p
 
S

sam_a_pal

Guest
#67
Очень познавательно!
А шлем надо было на голову одеть - был бы как неуловимый Стик из Топ-Гира:lol: и Илюха не задавал бы своих вопросов с подковыркой :p
 

dwalin

The deathless horsie
2 433
69
#68
sam_a_pal,

мне почему-то кажется, что в шлеме над гранд-каньоном я бы смотрелся немного по-идиотски, но в следующий раз обязательно учту! :p
 

andron

Активный участник
1 233
15
Ford Explorer 1993
Киров
#70
Стиг,это наверное самопал,он постоянно куда то подозрительно ездит...а тут стрелки переводит на стига:lol:
Они с Двалином вместе,один снимает,другой в каске и комбезе бегает......раскусили ТОП ГИР:)
 

Пауль

Участник
825
8
#71
спасибо за отчет. ждем еще вкусностей. Очень интересно. Вношу в планы))
 
S

sam_a_pal

Guest
#72
andron

Андрюха, скока раз говорить: не самопал, а самАпал....:roll:
 

dwalin

The deathless horsie
2 433
69
#73
NASA, часть 2

После "олимпийского бассейна" нас повезли в собственно ЦУП. Точнее, большое здание, в котором располагаются основные ЦУПы - есть ещё резервные, но они не в этом центре. Пока везли, рассказали, почему тур называется Level 9 Tour: оказывается, здание это 9-этажное, и в нём помимо прочих управлений находится администрация всего JSC, как раз на 9-м этаже. Туда обычно возят всяких VIP гостей, иностранных шишек и прочих - и показывают им несколько урезанную версию нашего тура. :) Т.е. какбэ секретного ничего нет, просто чтобы випов не утомлять чрезмерно. :)

Первым на нашем пути оказался Mission Control Center (ЦУП) программы Space Shuttle.







Шатла на миссии в тот день не было, поэтому и ЦУП был пуст. Нам рассказали всякое бла-бла-бла про то, как и когда его открыли - честно, я это уже забыл всё, да и смысла нет, Википедия наш рулевой. :) Поэтому просто сделал ещё несколько фото, и всё:







Нам повезло - в шатловый ЦУП мы пришли как раз, когда из него собиралась выходить группа обычных туристов, так что можно было без шума и гама спокойно послушать гида и позадавать вопросы. Вообще нам наполовину повезло и не повезло на этом туре - с одной стороны, по времени подгадали между "обычными" туристами, с другой стороны, был уже совсем канун Рождества и во всём Центре работали только службы обеспечения, которые вообще всегда работают. Т.е. и в NBL никого не было, и дальше тоже - а вообще обычно народ работает и иногда можно даже посмотреть, как астронавты тренируются. :) Но чего уж жадничать, я и так получил больше, чем хотел...

После шатлового ЦУПа нас, в отличие от обычных туристов, повели дальше. Мы шли по коридору:





потом поднялись на лифте и зашли в обзорную кабину ЦУПа МКС. Вот этот работал по полной программе и никто не отвлекался на такую ерунду, как наступающее Рождество:











Разве что только красные шапки на пультах напоминали, что скоро праздник. Ан нет, присмотревшись можно заметить, что позиция МКС на большом экране была обозначена Санта-Клаусом в санях с оленями. :)



Под потолком висят эмблемы национальных космических агенств, участвующих в программе МКС:







Люди работают по очень жёсткому регламенту, перерывы ограничены и даже в туалет сбежать нельзя до перерыва. Во время смены нельзя делать кучу вещей, в т.ч. пользоваться лифтами. Только пешком по лестнице, если надо. :) Оно и понятно - доступность должна быть 100%...







На экранах справа от основного транслируется живая картинка с камер МКС:







Нам повезло, станция как раз выходила из тени и на экраны попал "восход"... Слов нет, картинка чертовски красивая. Астронавты её видят вживую каждый день по многу раз...



Посидели мы, в общем, ещё посмотрели немного и послушали, а потом пошли дальше:







Это уже исторический ЦУП эпохи программы Apollo. Оттуда все лунные миссии велись, а до них - программы Mercury и Gemini. На стенах - эмблемы каждой миссии. В NASA вообще принято каждую миссию оформлять по-максимуму: эмблема, слоган, официальное название, позывные...





Что характерно, вместо экранов - огромная чорная доска для записей. :)



Посидели за пультами, потыкали в неработающие кнопки и пошли на выход. Следующим пунктом было здание #9, а именно Space Vehicle Mockup Facility.
 

CodeX

Banned
Banned
6 650
12
#74
Сань, а у флайт директора на первом фото и свой модератор есть, судя по табличке? :) Ну типа на случай если зарываться начнет, он его отмодерастит, да? :)
 

dwalin

The deathless horsie
2 433
69
#75
CodeX,

Почти угадал. :) Это представитель руководства JSC по вопросам связей с общественностью - на случай, если вдруг что не так. :)

Вот тут подробнее: Flight Controller.
 

dwalin

The deathless horsie
2 433
69
#78
NASA, часть 3

Space Vehicle Mockup Facility это одна из самых интересных и оживлённых лабораторий NASA. Mockup по-английски это "макет", отсюда становится понятно, чем ребята там занимаются. :) К сожалению, к тому времени как мы туда приехали, уже никто не работал и в здании был только охранник. Здание ангарного типа, большое, но вся внутренность занята теми самыми макетами. Потому что они в натуральную величину. :)

Осмотр начался с холла:



Но быстро перешёл к самому интересному. Интересное началось с макетов модулей МКС в натуральную величину, на которых отрабатывают различные операции, не требующие невесомости. Ключевое слово: в натуральную величину.









Я как человек, космосом интересующийся давно, в принципе представлял себе размеры станции... Но одно дело представлять, другое - увидеть своими глазами! Вот тогда и доходит, что станция 100х50х20 метров в размере и 370 тонн весом - это, мягко говоря, дохрена. Можете представить себе такую дуру размером почти с футбольное поле и высотой с 7-этажный дом, которая летает в 300 км над землёй? Вот я тоже офигел, когда увидел.

На стенах тоже висят эмблемы миссий, но здесь уже миссии шатловские и МКСные. Да, их тоже оформляют как Экспедиции, со всеми полагающимися причиндалами. Сейчас на борту 26-я по счёту. А эта - последняя с Челленджером.





Возле одного из модулей стоят большие стенды с плакатами, на которых изображена вся МКС на тот момент.





Вообще видно было, что эти макеты тут не для красоты, а люди с ними работают:









Хотя, как я уже говорил, в NASA и про популяризацию не забывают, поэтому везде есть разные интересные плакаты. Этот рассказывает о макете КК Orion, новой разработки, которая должна прийти на замену шатлам.



Ещё фото модулей:









На мониторе отображается текущее положение МКС на орбите:



Дальше мы пошли смотреть макет шатла. Ребята, эта хрень огромна. 40 метров длиной и 15 высотой, не считая хвоста - как хрущёвская пятиэтажка, в общем.





Есть ещё отдельный макет кабины, в нём тренируют экипаж, включая пилотов:





И это чудовище взлетает на орбиту практически само! Хотя и недолго ему летать осталось...



Чудовищная всё-таки штука, правда. Если смотреть снизу вверх, шея устаёт...









Оглянулись назад, на макеты МКС:





Помните, я говорил, что в каждой лаборатории мы видели плакаты, посвящённые погибшим астронавтам? Тут тоже такой был:



Пошли дальше, к следующему макету шатла. Как вы уже поняли, их в этой лаборатории несколько, для разных задач - этот предназначен для натурных тестов погрузки-выгрузки спутников и прочего космического барахла, которое возят на шатлах. Тестирование очень жёсткое, и перед отправкой на орбиту спутник должен его выдержать. Да вот сами смотрите:





А это "рука", сиречь манипулятор, которым грузы и таскают:



"Рука" такая же, как на шатле - те же размеры, конструкция и степени свободы, только смонтирована на полу. Официально этот манипулятор называется Shuttle Remote Manipulator System, а неофициально - Canadarm, или "Канадская рука". Её в Канаде сделали. :) Точнее, на шатлах используется Canadarm 1, а её сестрица размерами побольше, Canadarm 2, установлена на МКС.

Дальше мы перешли в часть лаборатории, которую занимает подразделение Desert Research And Technology Studies - сокращённо, Desert RATS. :) Эти ребята занимаются тестированием различных луноходов и марсоходов в условиях, приближенных к реальным - в пустынях Аризоны, во льдах Антарктики и т.д. Первым нам попался на глаза модуль SCOUT: Science Crew Operations and Utility Testbed. Как можно видеть на фото, вполне традиционная колёсная конструкция:



А вот следующим в программе шёл уже паукообразный "проходимец":





Как видите, на одних только колёсах ребята не зацикливаются, а пробуют разные варианты. Вот самый распоследний перспективный вариант, Space Exploration Vehicle:









Я про него читал статью на Мембране как раз незадолго до поездки, поэтому посмотреть на это чудо своими глазами было крайне интересно. Вот ещё:

















Кстати, видите на предыдущем фото два проёма, как бы дверных? Это и есть двери, только для выхода не наружу, а в скафандр! Отличная идея, просто великолепная - у скафандров на спине соответствующей конфигурации порт и они крепятся снаружи модуля. Астронавт "выходит" в скафандр, напарник закрывает его крышкой сзади и вперёд, в пампасы. Не надо большого и громозкого шлюза, нет проблем с пылью, которая через этот шлюз попадает внутрь модуля... В общем, на порядок меньше проблем. К сожалению, в тот момент скафандров на модуле не было, но представить можно. Или погуглить, в сети сколько угодно информации об этом проекте. :)

А вот и астронавт подвыпивший прилёг отдохнуть...



Шучу, манекен конечно. Используется для отработки, в том числе, и "выходов" в скафандры. :)

Дальше пошли к другим стендам. Вот этот модуль я уже и не помню, что такое:



В этой лаборатории работают с теплозащитой шатлов. Когда в 2003 отколовшийся кусок пены пробил теплозащиту крыла Колумбии и привёл к её гибели, "консилиум" для расследования собирали именно здесь:





А вот этот плакат рассказывает об Androgynous Peripheral Docking System, которая использовалась для стыковки шатла со станцией Мир:



Был такой проект, да, в начале девяностых. Когда американцы поняли, что не потянут орбитальную станцию Freedom, которая должна была конкурировать с Миром, а русские, после распада совка, соответственно похерили проект станции Мир-2. Но потом почесали репу, решили, что чем страдать поодиночке, лучше построить что-то вместе, и начали договариваться. Сперва шатл состыковали с Миром, потом откопали почти достроенный модуль ДОС-8 от станции Мир-2 и начали проектировать МКС...

Да, а вот собственно и сам APDS, с которого всё и началось:



Такая вот маленькая штуковина, буквально "прокладка" между разными конфигурациями стыковых шлюзов. Когда её опробовали, то сообразили, что не так всё страшно и вполне реализуемо - а теперь развитие этой идеи в виде самого большого когда-либо построенного космического объекта летает у нас с вами над головой, и будет летать ещё лет двадцать.

А вот модуль Звезда, с которого собственно и началась МКС. Формально это третий модуль в станции, но до Звезды были только сервисные Заря и Unity. Собственно, это и есть тот самый ДОС-8, который проектировался ещё как резервный модуль для первого Мира, в котором основным был ДОС-7. Так что можно сказать, в каком-то смысле советская станция Мир всё ещё летает. :)



А вот, собственно, старичок-боевичок советской космической программы, КК "Союз". Проектировался ещё в 1962 году (!) для советской лунной программы (!!), а потом стал рабочей лошадкой для пилотируемых полётов. До сих пор в строю, используется для доставки экипажей на МКС и в качестве спасательной шлюпки - в каждый момент времени к МКС пристыковано по одному "Союзу" на каждые 3 космонавта. Этот экземпляр подарен Роскосмосом NASA для проведения тренировок астронавтов.







А это один из последних модулей МКС, уже современных: обзорный модуль Cupola, точнее его макет для структурных испытаний. Этот модуль позволяет экипажу МКС проводить непосредственное визуальное наблюдение при работе с манипулятором Canadarm и при выходе в открытый космос. Мониторы мониторами, а своими глазами - это своими глазами. :)





Когда мы были в лаборатории, этот модуль ещё не был пристыкован к МКС, его запустили чуть позже, в феврале. Сделан итальянцами по заказу ESA, европейского космического агентства.



А на заднем плане виден макет модуля Заря - первого модуля МКС, запущенного ещё в 1998.

Дальше мы вернулись обратно к макетам МКС и пошли на выход. Вот ещё немного фото разных модулей:











Следующим пунктом был "гвоздь программы" - ангар, в котором хранится экземпляр лунной ракеты Saturn V. Самое интересное, что это даже не макет, это реальный образец ракеты, собранный из частей, предназначавшихся для миссий Apollo 18 и 20. По словам гида, ракета, хоть и числится за Смитсоновским музеем, операционно исправна и степень её готовности составляет 70-75%. Это было уже как минимум очень интересно...
 

dwalin

The deathless horsie
2 433
69
#80
NASA, часть 4

Собственно, вот и до ракеты добрались. Что-то рассказывать бессмысленно, обо всём в Википедии написано, поэтому просто фото:





























































Как-то так, в общем. Ракета огромная, но это надо видеть своими глазами, чтобы оценить. И то, она на боку лежит - а когда стоит вертикально, высотой с 30-этажный небоскрёб. Моск взрывается, когда пытаешься себе это представить...

В общем, экскурсия закончилась часов в пять и мы быстро-быстро поехали из Хьюстона в Шривпорт. Ночью темнеет рано и это опять получилась ночная гонка. Рождество, на дорогах никого нет - даже копы почти не попадались. Да и ехали мы не по I-20, а наискосок, по региональным дорожкам. Ветер был сильный, да ещё и подморозило и вроде как снег стал сыпать или град, или что-то похожее... В общем, адреналинистая была поездочка. Дорожка шла через несколько населённых пунктов, а в городе ограничение 30 - в общем, скорость держать не удавалось. Приехали уже часов в 10 вечера, пока разобрались с гостиницей, пока то-сё... В общем, больше уже никуда не поехали и Рождество встречали дружным храпом. :)