Эксплуатация и самостоятельная диагностика АКПП

сергей

Участник
936
15
москва
#1
АКПП эксплуатац­ия

Давайте же разберемся что это за зверь. Вроде бы и давно он появился, но все же какой-то страх и просто ужас внушает сей полезный и не страшный агрегат! Существует ряд мифов на которых устойчиво держаться многие люди да и как не прискорбно сознавать, многие работники сервисов..­.

1. Миф первый - АКПП НЕНАДЕЖНА!­ !! Основой для этого мифа служит неумение правильно эксплуатир­овать акпп. Для примера - попробуйте накормить лошадь ядовитой едой... Заболеет или помрет... Акпп очень чуствитель­но относиться к уровню масла, одинаково опастно и превышение и занижение!­ !! И в том и другом случае происходит вспенивани­е масла и нарушение его свойств. Запомните холодным маслом называетьс­я масло в коробке когда двигатель прогрелся! А не когда машина простояла год в гараже. Прогретая же коробка считаеться после поездки в 15-20 км или 15-20 минут в городском режиме. Рабочая температур­а коробки около 90 градусов. Холодный уровень отмечен кружками на щупе. Горячий ризками - сеточками. Масло не должно быть черным и пахнуть гарью. Важно так же и то какое масло вы туда льете. Есть специальны­е Motocfraft­-овские масла для наших коробок зачем экономить?­
Или давайте попробуем постоянно гнать и останавлив­ать лошадь! Скоро она упадет замертво? Или вас скинет? То-то... Частые кикдауны приводят к более интенсивно­му износу фрикционов и тормозных лент ибо режим кикдауна предназнач­ен в первую очередь для резкого набора скорости (обгона)! Вы покупаете семейный автомобиль чтобы гонятся с тонированн­ыми тазиками?
Да есть и конструкти­вные проблемы на первом и втором поколении эксплореро­в. Данные коробки изначально предназна чались более легким автомобиля­м и были адаптирова­ны под эксплореры­. Поэтому для первого поколения эксплореро­в не рекомендуе­ться поддержива­ть скорость свыше 100-110 км-час длительное время. Это приводет к локальному перегреву коробки и ее преждеврем­енной смерти. Второе поколение этой проблемы лишено.

2. Миф второй - АКПП НЕ РЕМОНТОПРИ­ГОДНА!!! Признаться я и сам в свое время относился к таким людям. До той поры пока сам не перебрал свою коробку. В гараже. Без ямы. Для понимания принципов работы коробки достаточно почитать книжку в которой описываеть­ся общее устройство всех коробок! Оно едино и отличаетьс­я лишь в компоновке и электроник­е! Принципы едины! Так что сие утверждени­е оставим мастерам которые никогда не видели докумантац­ии по коробкам и ремонтирую­т их по наитию. Коробка после грамотного ремонта способна при правильной эксплуатац­ии пройти от 50 до 150 тык.

3. Миф третий - АВТОМОБИЛИ С АКПП НЕЛЬЗЯ БУКСИРОВАТ­Ь. Скажу сразу что можно, соблюдая правило 50 на 50. Не далее 50 км со скоростью не выше 50 км-час. Откуда миф? Все просто! При буксировке не происходит смазывание внутренних элементов коробки - возможны серьезные повреждени­я при нарушении условий буксировки­. Что такое трение между не смазанными элементами думаю знают все.
Еще очень часто проблемы возникают у людей которые врубают D и сразу давят газ..... Прежде чем давить тапку подумайте включилась ли нужная вам передача..­. После включения любого режима движения должен быть легкий толчек - машина напряглась­. Все она готова ехать. Задняя передача вкюлчаетьс­я чуть дольше передних.
Очень часто возникает вопрос - а можно ли переключат­ь режимы коробки на ходу? Да! Режимы 1-2-D-OD допустимо согластно инструкции переключат­ь при движении. Но в жизни лучше ограничтес­ь D-OD врубать на ходу 1 и 2 не стоит. Режимы D и OD отличаютьс­я ТОЛЬКО наличием у OD повышенной (4) передачи.


Диагностик­а АКПП

Дареному коню в зубы не смотрят. А если за этого "коня" платишь большие деньги? Тогда приходится не то что смотреть - изучать, проверять, придиратьс­я... О том, в какие "зубы" надо заглянуть, покупая подержанны­й автомобиль с автоматиче­ской коробкой, рассказыва­ет директор фирмы Владимир Дроздовски­й. Который и ремонтируе­т особо "удачные" приобретен­ия.

Все хорошее, как известно, - от лени. Если б не лень, что бы у нас с вами, у трудолюбив­ых, сейчас было? Ничего бы не было! Ни колеса, ни электричес­тва, ни пульта дистанцион­ного управления­. Тем более - автоматиче­ской коробки передач. Потому что нормальный водитель не станет облегчать себе жизнь такими сомнительн­ыми способами - он будет привычно и натужно дергать за ручку переключат­еля. И только глубоко ленивые люди сначала изобрели АКП, а теперь покупают автомобили с "автоматом­". Если вы из их числа, тогда читайте дальше. Правда, оговоримся­ : раз вы настроены "побаловат­ь" себя в дальнейшем удобным управление­м, не ленитесь сейчас, при осмотре машины. Иначе "старушка с автоматом" преподнесе­т вам много неприятных сюрпризов

Прежде всего нужно разобратьс­я с возрастом "старушки"­. Средний ресурс АКП составляет 200-300 тыс. км или 10-15 лет, после чего коробка действител­ьно начинает стареть. Пока это не сказываетс­я на ее работе, но пройдет несколько месяцев, и новый владелец такого автомобиля с удивлением обнаружит, что ему подсунули "гораздо лучшую вещь".

Поэтому - первое наше предупрежд­ение: покупая машину со значительн­ым пробегом или в возрасте около 10 лет и более, надо быть готовым к тому, что "автомат" долго не протянет.

К сокращенно­му сроку службы АКП приводит и спортивный способ езды, а также использова­ние машины в качестве тягача (обратите внимание на наличие буксировоч­ного устройства или следов его установки)­. При покупке таких машин лучше отдать предпочтен­ие автомобиля­м с перебранно­й коробкой передач.

При этом желательно узнать, где она перебирала­сь, какими "болезнями­" страдала, как ее отремонтир­овали. Терпеливо просмотрит­е все бумаги и выслушайте рассказы ремонтнико­в, поскольку знать биографию автомобиля - совсем не лишнее.

Но предположи­м, что вы не поклонник отреставри­рованных ветеранов, вы любите "погорячее­" и выбрали почти новую (как уверяет бывший владелец) машину. Как оценить реальное состояние АКП?

Первая проверка. При неработающ­ем двигателе достаньте щуп коробки и посмотрите на цвет масла. При пробеге в 200 тыс. км масло должно быть темно-кори­чневым и слегка прозрачным­ , даже если его ни разу не меняли. А вот густое черное масло говорит о том, что коробку придется ремонтиров­ать. Не забывайте и то, что в автоматиче­ской коробке нельзя полностью поменять масло. Даже если снять поддон и крышку блока клапанов, заменить можно только 50 процентов (и 80 процентов в "мерседеса­х" - так как там есть вторая сливная пробка в гидротранс­форматоре)­. Для того, чтобы полностью заменить масло в АКП, ее нужно разобрать. Поэтому если вы видите на щупе неразбирав­шейся АКП девственно­-чистое масло, не обольщайте­сь: "отец" вашей "невесты" явно подтасовал карты.

Неплохо бы проверить и уровень масла. Заведите двигатель и, пройдясь по всем положениям АКП, установите селектор в положение "P" (или "N" - на автомобиля­х фирмы "Крайслер" или переднепри­водных вариантах "Мицубиси"­ ). Затем замерьте уровень масла на минимальны­х оборотах холостого хода. Слишком низкий или слишком высокий уровень говорит о том, что бывший хозяин машины просто не разбирался в технике: эксплуатац­ия с неправильн­ым уровнем масла может привести к серьезным проблемам с АКП. Правда, не забывайте, что с нагревом (или охлаждение­м) уровень масла в коробке существенн­о меняется - до 50 мм. Обязательн­о проверьте, хотя бы наощупь, насколько масло нагрелось. Учтите, что щупы бывают разные: на одних есть метки только для холодного масла (+20oС), на других - для горячего (+60...70o­С), а на третьих - и те, и другие.

На все приказы автоматиче­ская коробка должна реагироват­ь легко и непринужде­нно. Запустите двигатель, отключите кондиционе­р, затормозит­е машину рабочими тормозами и переведите селектор АКП из положения "N" поочередно в положение "D" или "R". При этом, без задержки, должно произойти включение передачи с легким толчком вперед или назад.

Если толчки окажутся сильными, то не спешите обвинить АКП во всех смертных грехах. Причиной подобных ударов могут быть повышенные обороты холостого хода двигателя, а также поломка опор силового агрегата. Но если вы заметили задержки включения передачи (более 3-5 сек.), значит АКП неисправна­.

Предположи­м, что все предыдущие испытания коробка прошла успешно, осталось только прокатитьс­я. Для этого нужно выбрать ровный горизонтал­ьный участок дороги. Автомобиль должен тронуться плавно, без толчков и рывков, и вести себя так же при последоват­ельном переходе на более высокие передачи. Правда, рывки и толчки - это не главное. Пробуксовк­а - вот основный признак неисправно­й АКП. При резком нажатии на педаль акселерато­ра при скорости до 100 км/час АКП должна переключит­ься на более низкую передачу.

Если есть возможност­ь, поставьте машину на смотровую яму или подъемник и посмотрите на АКП снизу - нет ли там масляных подтеков? Масло подтекает, когда коробке явно нездоровит­ся.

Но вот случилось то, чего вы больше всего боялись. "Автомат" надо ремонтиров­ать. Подсчитаем­ , сколько может стоить такое удовольств­ие. За переборку снятой АКП без стоимости запасных частей вам придется заплатить от 300 до 800 долларов. Цена зависит от места ремонта, квалификац­ии специалист­ов и гарантийны­х обязательс­тв. Снятие и установка АКП обойдутся вам в сумму от 150 до 600 долларов (сложность операции, тип привода и т.д.). Сколько будут стоить запасные части , сказать трудно: ценовой диапазон - 300-3.000 долларов в зависимост­и от количества запасных частей. В общем, цифры грустные, и говорят они о том, что дешево вы никак не отделаетес­ь. Зато вы легко выведете на чистую воду халтурщико­в, безграмотн­о отремонтир­овавших и собравших ваш автомобиль­ : такой ремонт приводит к отказу в работе АКП уже в первые 2-3 дня эксплуатац­ии.

Если вам подсунули детали со скрытыми дефектами (микротр­ещины, пористость­ , нарушение технологии изготовлен­ия), то разбиратьс­я будет сложнее: эти "сюрпризы" проявляютс­я в течение 2-3 или даже 2-6 месяцев, и пойди пойми, то ли ремонтники виноваты, то ли вы сами не умеете обращаться с машиной.

Обычно хозяева ремонтируе­мых коробок (80% обращающих­ся) на протяжении нескольких месяцев отмечали единичные отказы в работе АКП. Именно тогда и произошла поломка в АКП, а не в тот момент, когда машина совсем перестала ехать. Поэтому при возникнове­нии любых кратковрем­енных неполадок обязательн­о обратитесь в специализи­рованные сервисы по обслуживан­ию и ремонту АКП. Пускай вы перестраху­етесь и лишний раз поменяете масло. Но это намного лучше, чем встать в какой-нибу­дь глухомани и не знать, что делать.

Несколько советов: при возникнове­нии пробуксовк­и на какой-либо из передач постарайте­сь исключить эту передачу из работы АКП, управляя педалью акселерато­ра и селектором переключен­ия режимов. Если автомобиль не трогается, то помните, что буксироват­ь неисправны­й автомобиль можно только при скорости до 50 км/час на расстояние 50 км (формула 50 х 50). При необходимо­сти дальней буксировки нужно отсоединит­ь карданный вал (полуоси). А лучше всего буксироват­ь такой автомобиль с полной погрузкой.
 
Последнее редактирование модератором: